Как не раз уже говорилось, внешняя политика России ведет к распаду Русской православной церкви, чьи иерархи своими действиями только усугубляют положение. Паства при этом ни о чем не ведает.

Глава РПЦ патриарх Кирилл объявил на днях об отказе от участия во Вселенском православном соборе, который проходит на греческом острове Крит (не на Кипре, как предполагалось первоначально).

Разбираться в причинах этого демарша нет смысла. Какие бы из них патриархией не назывались, реальной наблюдатели считают одну. А именно: нежелание Кирилла присутствовать при возможном торжестве Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), которой, как ожидается, Собор может предоставить каноническую самостоятельность, и тогда она станет равноправной с другими поместными церквями.

Со всеми вытекающими отсюда последствиями, главными из которых будут переход на территории Украины верующих вместе с храмами из Московского патриархата в Киевский и уход туда же Киево-Печерской лавры. И то, и другое в условиях российско-украинской конфронтации считается, в общем-то, неизбежным. Не сейчас, так какое-то время спустя.

Вселенский православный собор не созывался больше тысячи лет. О том, что такой собор необходим, впервые всерьез заговорили в 1902 году и больше ста лет его готовили. Жизнь поставила много новых вопросов и вызовов, которые поместным церквям, каковых на сегодня 15, нужно обсудить и найти ответы. Отказ Кирилла от участия в соборе является еще и контрой в отношении Вселенского патриарха Варфоломея I, с которым у Кирилла не сложились отноше-
ния. Но этот отказ есть не просто каприз московского патриарха, а еще и удар по церковному духу, угрожающий разрушить канонический фундамент РПЦ.

Варфоломей I – глава Константинопольской православной церкви, являющейся, в двою очередь, матерью русского православия. Князя Владимира крестил в 988 году в византийском городе Херсонесе греческий священник, а второе, христианское, имя, выбранное Владимиром, было Василий, в честь византийского императора. То есть веру Русь получила от греков и автокефалия русской церкви, самостоятельность, иначе говоря, была признана Вселенским же патриархом в 1589 году. И эта, с мирской точки зрения, обычная хронология означает неразрывную духовную связь РПЦ первоисточниками христианства – апостолами, Евангелиями и Иисусом Христом. Разорвать эту связь без того, чтобы не обрубить и корни, невозможно.

Но патриарх Кирилл, кажется, именно это и пытается сделать, скукоживая РПЦ, которая будет исповедовать, видимо, уже какого-то своего, суверенного, русского, Иисуса Христа. Притом что никакого русского Христа нет. Есть вселенский Иисус Христос, путь священнослужителей к которому лежит через Вселенскую же церковь, во главе которой сегодня стоит Варфоломей I.

Ход Православного собора на острове Крит от россиян, похоже, засекретили. Во всяком случае в официальных СМИ о нем нет ни слова и ни звука, и, если дух и метафизика что-нибудь значат, последствия такого оппортунизма РПЦ могут быть страшными. Ведь отказ Кирилла бьет по единству православия, дискредитирует его и вводит в заблуждение паству РПЦ. Свою политику Патриархия базирует на том основании, что РПЦ из всех поместных православных церквей самая крупная и может себе позволить не церемониться ни с традициями, ни с установлениями. В качестве аргумента указывается, что число прихожац.РПЦ превышает 160 млн человек. И это не просто преувеличение, это, мягко говоря, подтасовка. Прихожанин – это верующий, принадлежащий к конкретному церковному приходу, а таковых в России, к примеру, не больше двух процентов. Наибольшее их количество собирается на службах в церковные праздники – на Пасху и в Рождество. И лично я ни разу не слышал, чтобы по всей стране храмы посетило в эти дни больше двух миллионов человек. А количество прихожан еще меньше, поскольку многие только в праздники в церквях и появляются. Это что-то вроде современной моды. В общем, пресловутая вселенская турбулентность захватила и русское православие, и, куда выведет, один Бог знает.

Сергей ПОЛЕНОВ