Можно представить, какую ненависть вызывает единый госэкзамен у школьников и даже не он сам по себе, а антураж, в котором экзамен проходит.
Антураж этот копирует некий контрационно-лагерный режим. Полицейские, видеокамеры, глушилки, досмотр школьников и их личных вещей, нацистский запрет на общение между собой, отправление естественных потребностей под контролем надзирателей, проведение ЕГЭ в чужих школах, исключение каких-либо справочных материалов.
Все это насилие над личностью ребят, и насилие тем более отвратительное, что совершается над несовершеннолетними и лишенными пока еще способности защитить себя. То есть над беспомощными. И я, честно говоря, удивлен молчанием родителей учащихся. Почему они не протестуют против унижения тех, чье достоинство родители обязаны охранять даже по закону как полномочные представители своих детей?
Взрослые вспоминают лишь, как учились и сдавали выпускные экзамены сами. Никакой полицейщины, разумеется, не было, и учителя с учащимися были в этом случае одним коллективом. Учителя волновались за своих воспитанников и, зная, что на экзамене волнуются и воспитанники, нередко им подсказывали. Были, конечно, и суровые педагоги, которые не терпели шпаргалок, но таких было меньшинство. Большинство же смотрело и на учебники в столах, и на записки спокойно. И именно эти были мудрее, поскольку были в курсе, что выявить уровень знаний любого ученика проще простого.
Пусть он, воспользовавшись учебником или шпаргалкой, ответит на экзаменационный билет идеально, но достаточно задать ему пару дополнительных вопросов, чтобы понять, насколько реально он знает предмет.
Я бы, кстати, отменил вообще любые экзамены в школе. За год выставлял бы оценки по итогам текущей успеваемости, как и в школьный аттестат. Ребята – народ умный, прекрасно представляющий, чего они стоят, и троечник по факту не пойдет поступать ни в МИФИ, ни в МГУ. Вот при поступлении в вузы и техникумы и должен проверяться уровень знаний. Если кому-то удастся обвести вокруг пальца приемную комиссию, все выяснится на первом же курсе, и нет тут ровно никакой проблемы. Ни для детей, ни для педагогов, ни для системы образования в целом.
То, что ЕГЭ вреден, наверное, не надо даже доказывать. Все доказано. Есть данные по результатам международных олимпиад по математике, на которых более 30 лет подряд сначала советские, потом российские учащиеся неизменно занимали первые места. Но в 2007 году были введены эти ЕГЭ, и уже в 2008-м наши школьники оказались на втором месте. Еще через пару лет – на четвертом, а по итогам 2015 года не попали и в двадцатку. И это умственное оскудение державы, которое ведет к фатальной отсталости на мировой арене.
Калечит ЕГЭ и персональную жизнь россиян. Отучая натаскиванием на тесты логически мыслить, анализировать и делать выводы, ЕГЭ обезоруживает их перед реальностью, как правило, предельно суровой. А после школы единый госэкзамен может и вовсе сыграть роковую роль на всю жизнь, поскольку по его итогам выпускник не всегда может поступить туда, куда у него есть склонность – не хватит баллов. И тогда он идет в тот вуз, куда баллов хватает, на специальность, о которой никогда не думал и к которой не имеет никакого интереса. Поступает, заканчивает и работать по профессии не идет либо идет и годы мается в скучных, серых буднях, убивая свою молодость, а потом и зрелость.
Так что, те, кто насаждает ЕГЭ, не ведают, что творят? Вряд ли. Я не сторонник конспирологических версий о выполнении ими указаний ЦРУ по оболваниванию населения России, но, тем не менее, считаю, что все это делается сознательно. Может, потому, что чем темнее и необразованней народ, тем им легче управлять. И атмосфера репрессий на ЕГЭ создается намеренно, с целью запугать и подавить волю школьников, подавить в самом начале их самостоятельной жизни, показав им, что власть – абсолют и шаг влево, шаг вправо – расстрел. Ей нужны не граждане, а рабы, выведением которых она и занимается.
Василий Мельник