Страховые компании начали выдавать ульяновцам новые бланки ОСАГО с усиленной защитой. Доступность “автогражданки”, впрочем, это не повысило, а скорее наоборот – прибавился лишний повод отказать клиенту в выдаче полиса.
Новый полис серьезно отличается от своего предшественника. Вместо привычного голубого цвета он выполнен в розовом, слева на лицевой стороне бланка – широкая фигурная металлизированная нить, на которой все тем же розовым цветом нанесены надпись “ОСАГО” и ромб, а на просвет видно слово “полис”, рядом – логотипы РСА (Российский союз автостраховщиков) и изображение автомобиля со щитом. Серия и номер полиса выполнены высоким способом печати красной краской. Еще из нового – свободное место в правом углу для нанесения QR-кода, специального символа, позволяющего с помощью установленной на смартфон программы получать все информацию о полисе, его владельце и автомобиле.
В РСА сообщили, что страховые компании уже получили почти три миллиона бланков нового образца, всего же Гознак в третьем квартале этого года должен поставить до 15 миллионов полисов, что полностью обеспечит потребность в них. Автовладельцам с действующими полисами ОСАГО нет необходимости бежать получать новые бланки – старые действуют до окончания срока, который в них указан. При этом до 1 октября страховщикам разрешено выдавать клиентам полисы старого образца. Несмотря на это, выпуск новых бланков уже стал лишним поводом отказать в оформлении “автогражданки” автовладельцам, не желающим приобретать дополнительные страховки, – агенты заявляют, что новые бланки еще не поступили.
Необходимость в замене бланков появилась после того, как рынок наводнили поддельные бланки. Причем не просто распечатанные на цветном принтере “липы”, а высококачественные полисы, изготовленные на таком же оборудовании, что имеется у Гознака, только на территории Китая, соседних Украины, Белоруссии и Казахстана.
– О количестве фальшивых полисов мы можем только догадываться, но с апреля прошлого года, когда был повышен тариф ОСАГО, количество проданных страховыми компаниями бланков сократилось на 10 процентов при ежегодной выдаче 36-40 миллионов полисов. Конечно, падение произошло и из-за кризиса, – люди стали экономить на всем, в том числе и на страховании, – но лишь отчасти. Много тех, кто решил сэкономить, приобретя липовый бланк, – считает гендиректор одной из крупных страховых компаний, на днях посетивший Ульяновск Дмитрий Раковщик.
По словам Раковщика, новые полисы не решат проблему фальсификации – пройдет год-два и мошенники освоят производство новых бланков.
– А вот что поспособствовало бы наведению порядка, так это запуск автоматизированной системы проверки наличия страховки с помощью камер фотофиксации, которые выявляли бы в потоке машин незастрахованные авто и выписывали штраф. Для этого необходимо свести воедино базы ГИБДД и РСА. Такая работа уже ведется, – отметил он.
Впрочем, страховщиков куда больше волнует другая проблема – деятельность так называемых автоюристов. Часто они приезжают на место ДТП первыми или же поджидают пострадавших автовладельцев у отделов урегулирования убытков страховых компаний и перекупают у них право требования страховых выплат. Сами автоюристы заявляют, что избавляют автовладельцев от головной боли и взыскивают со страховщиков полагающиеся суммы. В страховых компаниях, в свою очередь, называют их “автоавантюристами”, вменяя им в вину подкуп сотрудников ГИБДД и судей, привлечение подставных оценщиков и тому подобное. По оценкам Дмитрия Раковщика, в 2015 году такие дельцы заработали более 8,5 миллиарда рублей.
– В Ульяновске по решению судов нашей компанией выплачивается 20 процентов объема страховых премий, – приводит данные Раковщик. – Конечно, в том, что люди обращаются в суды, виноваты и сами страховщики, а если конкретно – политика лидера страхового рынка. Но, к сожалению, чтобы победить одну страховую компанию, начали бороться со всем рынком.
Навязывание страховыми агентами дополнительных страховок собеседник считает вынужденной мерой, дескать, “автогражданка” во многих регионах убыточна.
– Здесь два варианта действий автовладельца. С 1 июня вступило в силу указание Центробанк РФ, с которым граждане могут без потерь отказать от навязанной им страховки. Речь идет о “периоде охлаждения” – пяти днях, за время которых можно написать заявление о расторжении договора страхования. Деньги за полис должны вернуть в полном объеме, конечно, если не наступил страховой случай. Но если клиент не согласен платить за допстраховку в принципе, я бы посоветовал ему, например, при общении со страховым агентом достать телефон и попросить его повторить фразу о необходимости приобрести второй полис. Увидите, сотрудник страховой компании переменит свой тон. И всё же я рекомендую гражданам не спорить и не скандалить, а заплатить, и вернуться не следующий день в офис с заявлением о расторжении договора страхования, – советует Раковщик.
В том, что пострадавшие в ДТП водители сразу же попадают в руки “автоавантюристов”, есть и вина ГИБДД, считают страховщики.
– С 1 октября 2015 года экипажи ДПС перестали выезжать на место аварий, где нет вреда здоровью людей – такова жесткая позиция руководства регионального управления ГИБДД, – сетует директор ульяновского филиала страховой компании Ильдар Аминов. – Автовладельцам советуют оформлять ДТП самостоятельно, но большинство людей сделать это грамотно не в состоянии, тем более если учесть, что они находятся в стрессовом состоянии. Кроме того, так называемый “европротокол” (упрощенной оформление ДТП самими участниками) применим при соблюдении нескольких условий: между участниками аварии нет разногласий в определении виновного, в ДТП пострадало не более двух транспортных средств, а предполагаемый ущерб не превышает 50 тысяч рублей. На помощь автовладельцам приходят аварийные комиссары, но качество их услуг в большинстве случаев весьма сомнительно – за мутные фотографии и заполненное извещение о ДТП они берут 1,5 тысячи рублей.
Дмитрий Минаев