Анна Школьная
Знаменитый “Поцелуй” Огюста Родена, “Расставание” его возлюбленной Камиллы Клодель, работы других его учеников, а также современного автора из Колумбии – семь скульптур разместили в Музее изобразительного искусства XX-XXI веков (улица Льва Толстого, 51). Шедевры скульптуры и картину “В космос. Юрий Гагарин” итальянца Ренато Гуттузо привезли в Ульяновск из Московского государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина на полгода.

Фавориткой выставки в день вернисажа стала “Женщина с зеркальцем” колумбийца Фернандо Ботеро. Скульптор начал активно работать в зрелом возрасте и продолжает творить до сих пор. Эта лежащая Венера, очаровавшая всех своими гипертрофированно пышными формами и некой игривостью, удивила даже художников.

– Очень стильная скульптура, – оценил ульяновский скульптор, преподаватель детской художественной школы Евгений Усерднов. – Интересная композиция, любопытные пропорции, оригинальная обработка – одновременно и сладкий пряник, и обобщенный образ женщины в скульптуре.

В день открытия в Ульяновске побывала научный сотрудник Пушкинского музея, хранитель скульптуры XIX-XX веков Наталья Кортунова. По ее словам, смотрители музея “как от сердца отрывали” работы, которые неизменно вызывают интерес у всех посетителей. В то же время москвичей порадовало желание ульяновского музея показать именно скульптуру – чаще она лишь дополняет выставку живописи или графики. В Ульяновске скульптура оказалась в центре внимания.

– Заведующая музеем Елена Сергеева выбрала работы, замечательно показывающие идею изменения скульптуры на рубеже XIX-XX веков, – рассказала Кортунова. В середине XIX века многие молодые художники начали поиск новых путей и нового художественного подхода к искусству, в котором на протяжении нескольких веков царил академический стиль. В живописи это сделали импрессионисты, а в скульптуре – Огюст Роден. Его иногда связывают с импрессионистами, но он импрессионизмом в чистом виде не занимался. Как известно, импрессионисты пытались уловить впечатление, а Роден, работая с вечными темами любви, смерти, страсти, просто стал по-другому работать со скульптурой, отказавшись от условного этикета поз и постановок и сюжетного канона аллегорий. Он подошел к персонажам тоньше, психологичнее, пытаясь передать за счет фактуры мощный дух человека. Ему казалось, что физическая оболочка сковывает этот дух, но каждый мускул может выразить эмоцию и настроение. Поэтому его скульптура настолько фактурна.

Влияние Родена на скульптуру оказалось так сильно, что многие авторы приезжали к нему учиться или консультироваться, рассказала Кортунова. В их числе была, например, наша соотечественница Анна Голубкина. Учился у него и мастер русского происхождения, долгое время живший в Италии, Паоло Трубецкой. Его скульптура больше связана с импрессионизмом, это заметно в представленной на выставке скульптуре “Натурщица”. Автор “Утешения”, немецкий скульптор Бернхард Хетгер, тоже приезжал к Родену. “Расставание” – эмоциональная работа Камиллы Клодель, ученицы и возлюбленной Родена. Скульптор говорил, что она потрясающий мастер со своеобразным стилем работы. А после их расставания Камилла заявляла, что Роден у нее очень много позаимствовал. К слову, среди современных искусствоведов бытует точка зрения о том, что именно после встречи с Камиллой Роден начал работать по-другому и достиг того мастерства, которым все восхищаются.

В отдельном зале разместили выставку одной картины. Полотно “В космос. Юрий Гагарин” итальянский художник Ренато Гуттузо написал в год смерти космонавта. Вероятно, картина появилась как отклик на трагическое событие. Не имея возможности работать с оригиналом, Гуттузо писал портрет по фотографии, но создал не ее копию, а любопытное художественное произведение. Основой для картины стала фотография, сделанная 12 апреля 1961 года перед первым полетом человека в космос. Искусствоведы обращают внимание на необычный ракурс, выбранный художником, и работу с цветом.