Звонкое лето…. Это самое благодатное время года. Майское предлетье, украшенное бело-розовой кипенью садов, благоуханием белоснежной черемухи, золотыми коврами солнечных одуванчиков в зеленой траве, передает эстафету лету. А это несмолкаемый щебет вернувшихся птиц. И, конечно же, над всей этой красотой вьются тысячи различных насекомых – пчел, ос, шмелей и бабочек, собирающих пыльцу и нектар с благоухающих цветков. Воздух гудит от насекомых, поют птицы.

Вступает в свои права долгожданное лето. Этот переход настолько плавный, что практически незаметен. По-прежнему поют птицы, на смену золотым одуванчикам приходят другие цветущие растения – ромашки, колокольчики, вьюнки, горошки, васильки, колокольчики, тысячелистники, клевера и многие другие летнецветущие растения. Все они – медоносы, и поэтому над ними всегда роятся тучи насекомых.

И конечно, какое же лето без цикория, пустырника, мордовника, тысячелистника и синеголовника. Все они являются признанными медоносами, а значит, их не надо трогать. Даже невзрачный подорожник – хорошее медоносное растение. Вся эта красота растет на наших газонах – это обычное городское разнотравье. Над клумбами с цветущими многолетниками также вьются рои самых разных насекомых. И эта природная гармония не должна нарушаться: цветущие растения являются кормовой базой для насекомых-опылителей, сами насекомые – это корм для насекомоядных птиц. Именно эти три фактора и обеспечивают экологическое равновесие в природе.

Оно и есть то звонкое лето, которого мы всегда с нетерпением ждем. И если одно из звеньев выпадает из этой экологической цепочки, то вслед за ним исчезают и два других звена. А это главный признак серьезного экологического неблагополучия. Именно это сейчас и происходит в Ульяновске.

Уже несколько лет на смену безмолвной весне приходит безмолвное лето. Давно уже нет того, о чём говорилось выше. Весь город превратился в пыточную камеру для живой природы. Все начинается в мае с массового скашивания травы, которая после скашивания, оставшись на газонах, превращается в кучи сухого сена. Нашим властям, видимо, совершенно не известно всё то, о чем говорилось выше. Для них живая природа – враг номер один, на борьбу с которым нужно каждый год выделять и осваивать миллионы. Если бы наши чиновники хотя бы немного разбирались в законах природы, то они бы не делали заявлений, подобных тому, которое прозвучало из уст нашего главы города в программе «Первые лица». Он заявил, что когда трава достигает высоты 30-40 см, она тут же начинает засыхать и по этой причине её нужно скашивать, чтобы не было пожаров.

Странное и совершенно безграмотное заявление. Никогда ещё зеленая трава не была пожароопасной. Логика тут не работает. Всегда источником пожара становится сухая трава. А если учесть, что почва под этими кучами сухого скошенного сена бывает пропитана пролитым бензином, то более идеальных условий для пожаров просто не найти! Довольно странные противопожарные меры.

Объявив войну живой природе, от состояния которой зависит экологическое благополучие в городе и, во многом, здоровье горожан, наши власти все силы бросили на искусственное «озеленение»; а это уродливые и дорогостоящие зеленые скульптуры, каскадные цветочницы, пластмассовые вазоны, кашпо, пластиковые тазы на кронштейнах. Основу всех этих изделий составляют громоздкие металлические конструкции, состоящие из металлических столбов с повешенными на них железными ящиками, из которых торчат неизменные петуньи. Всё это сейчас называется «вертикальным озеленением». Ничего общего с настоящим вертикальным озеленением они не имеют. В качестве примера могу привести Средний Венец, когда на месте пустыря был создан прекрасный сквер. Вдоль пешеходной дорожки были установлены длинные удобные скамейки, над которыми были сделаны ажурные проволочные навесы, а по ним вились очень красиво цветущие многолетние лианы. Фактически над каждой скамьей были зеленые беседки, в которых было так приятно отдыхать. Из-за обильной зелени совершенно не было видно металлической основы, потому что её полностью скрывали цветы и листья.

На пешеходной аллее была установлена ажурная арка, которую тоже украшали вьющиеся многолетники. Летом они радовали красотой цветов, осенью – золотом листьев, а зимой эта арка превращалась в снежный замок. Вот это и есть классика вертикального озеленения, когда на первом плане, как это и положено, – цветы, а конструкция скрыта от глаз.

Кроме зеленых беседок, сквер на Среднем Венце в прошлом украшали великолепные клумбы с многолетниками, цветущими с весны до осени. А тенистые зеленые аллеи были истинным украшением эспланады.

А сейчас предпочтение отдают однолетникам, поскольку это выгодно нашим озеленителям – можно каждый год требовать миллионы на закупку семян и высадку цветочной рассады. А под многолетники это сделать невозможно. Видимо, кому-то это очень выгодно.

Ни красоты, ни полезного эффекта, как от естественной зелени, вся эта бутафория не дает. Она нужна только чиновникам для красивых отчетов наверх. А единственные звуки среди этого безмолвного лета, – это навязчивое жужжание бензокосилок, триммеров и скрежет бензопил. Так в рамках пятилетки благоустройства город освобождают от «лишней» травы и «лишних» деревьев.

Странно, что на всё это спокойно смотрит городской комитет по охране окружающей среды. Им бы надо в первую очередь обратить своё внимание на нарушение экологического благополучия в городе. Но, похоже, они больше заняты не охраной окружающей среды, а охраной интересов чиновников, особенно вышестоящих. И это очень печально.

Так где ты, звонкое лето? Вернешься ли ты в Ульяновск?

Елена Благовещенская, член Общественного Экологического Совета города Ульяновска