«Ежедневно меняется мода», – пела гадалка в некогда популярном фильме «Ах, водевиль, водевиль». В министерстве искусства и культурной политики мода меняется реже – примерно раз в год, зато новая идея старательно доводится до абсурда. Например, в этом году в ранг культовой личности возведен Николай Карамзин. И в честь его юбилея только во второй половине 2016 года обещают провести свыше 900 мероприятий.
Карамзина у нас любят поминать всуе, но до последнего времени это упоминание сводилось к перечислению его имени в ряду других земляков в качестве доказательства того, что Ульяновск – родина талантов. Несколько лет назад в областном правительстве было весьма популярно приписываемое Николаю Михайловичу (а также и Салтыкову-Щедрину) высказывание о том, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Карамзина помнили как бы заодно с Гончаровым, к празднованию 200-летия со дня рождения которого в регионе готовились. Гончарову, кстати, повезло больше. Его имя не столь часто склоняли, зато отремонтировали Дворец книги (старинную часть здания с Карамзинской общественной библиотекой. – Ред.), отсудили и капитально отреставрировали дом, в котором родился и вырос писатель. В течение нескольких лет подряд шел любопытный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене», на котором можно было посмотреть все или почти все российские (и даже зарубежные) спектакли по его произведениям. Правда, сейчас из репертуара нашего драмтеатра пропали почти все постановки, а у нас шли «Обрыв», «Я, Обломов», «Фрегат «Паллада».

Карамзину в те годы тоже досталось – и хорошего, и не очень. С одной стороны, во Дворце книги и в здании обл-правительства сделали залы с названием «Карамзин». С другой, отобрали имя Карамзина у областного клинического психиатрического диспансера и зачем-то «вручили» его центральному аэропорту. После того как в 2012 году отметили юбилей Гончарова, общественность надеялась, что власть проявит больше внимания к Карамзину – все-таки 250-летие. Краевед Жорес Трофимов, который провел большое расследование, установил местонахождение дома, принадлежавшего брату знаменитого историка – Василию, и нашел его чертежи, мечтал о восстановлении здания и устройстве в нем дома-музея Карамзиных. Как видим, то была тщетная надежда. Вместо музея в память о Карамзине область получила лишь камень в практически умершем селе Карамзина Майнского района с приклеенным к нему листком бумаги (подробнее об этом памятном камне мы сообщали в статье «Разорились на бумажку» в СК Ne39 от 1 июня 2016 года).

В общем, ничего существенного не происходит. Такого, чтобы на века. Зато мероприятия исчисляются сотнями. 150, 250 в месяц – это же надо постараться, чтобы с какой-то не вполне понятной идеей навязывать людям Карамзина. Почитать сообщения Центральной библиотечной системы, Дворца книги – так можно подумать, что вся область занимается изучением «жизнедеятельности Карамзина», как назвали беседу, организованную в библиотеке №25. На сайте минискусства региона размещают списки мероприятий на каждый месяц – по большей части это выставки, беседы, литературные часы в библиотеках и школах. Фотографии с этих встреч красочно демонстрируют то отсутствие интереса, которое и стоит ожидать у детворы, что пришла в летний лагерь развлекаться, а получила лекцию о «жизнедеятельности» какого-то Карамзина. Тоску нагоняют уже сами пафосные названия лекций и бесед: «В его истории изящность, красота», «Воздух просторов Симбирского края дышит историей Карамзина», «И жизни след оставил свой…», «Карамзин на все времена». Есть даже название с рифмой: «О, Волга, он твой сын. Н.М. Карамзин». Причем не делается скидка даже на возраст слушателей: например, в конце июня в Сосновоборской библиотеке Базарносызганского района встречу в жанре «исторический портрет» с названием «Слово о Карамзине» провели для учеников начальной школы.

Нет вопросов к самим организаторам всех этих выставок и лекций в школах и библиотеках: им приказали -они сделали. По привычке – к подобным приказам сверху о проведении мероприятий в рамках борьбы с курением, алкоголизмом и прочая, прочая в учреждениях культуры давно, привыкли – имя Карамзина и его юбилей приплетают к мероприятиям, не имеющим к личности историка никакого отношения. Например, 7 июля в сквере у ДК «Киндяковка» умудрились провести мероприятие, посвященное Дню семьи, но опять-таки в рамках празднования 250-летия со дня рождения Карамзина. А детская школа искусств №13 сообщила: «В рамках проекта «Территория детства» прошел мастер-класс «Памятная открытка», посвященный 250-ле-тию Карамзина». Причем, судя по фотографиям, на сделанных детьми открытках нет ни малейшего намека ни на «Историю государства Российского», ни на «Бедную Лизу», ни на что-то еще из Карамзина. Кстати, пока только ульяновские театры осуществили самые интересные, на наш взгляд, проекты, связанные с именем Карамзина. Это театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы», постановка «Бедная Лиза» в драмтеатре и премьера этого года в театре кукол «Прекрасная царевна и счастливый карла». Если навязчивая кампания по поводу 250-летия Карамзина вас еще не отпугнула, ищите в списках сотен мероприятий театральные.

Анна МИХАЙЛОВА