Внушительные тома путевых записок, сочинённых нашими великими земляками, “Письма русского путешественника” Николая Карамзина и “Фрегат “Паллада” Ивана Гончарова – яркие свидетельства того, что симбиряие издавна питали интерес к дальним странствиям и экзотическим пейзажам.
Многие десятилетия мечты о путешествиях оставались мечтами даже для вполне состоятельных людей: уж очень дорого было кататься на большие расстояния в конных экипажах. Мечты эти значительно приблизили и удешевили появление в 1846 году пароходного сообщения на Волге, а в 1898 году к Симбирску дошла, наконец-то, долгожданная ветка железной дороги. Симбирск – поволжский город, и путешествовать по великой русской реке было, пожалуй, основным удовольствием здешнего просвещённого общества. Обилие пароходных компаний составляло реальную конкуренцию, приводившую к снижению цен и возрастанию качества предоставляемых услуг. Нижний Новгород, Самара, Саратов и, чаще других, соседка-Казань. Кстати, подобно как в Рос-сии современной, в Российской Империи это был один из самых посещаемых городов, в первую очередь, за счёт паломников, стремившихся к местным святыням, к иконе Казанской Божией Матери. Уверяют, что доходы от этого благочестивого “туризма” составляли 9/10 совсем немалого городского бюджета Казани!

“Самая интересная новость нашей пристани, -писали летом 1866 года “Симбирские губернские ведомости”. – Переезд с одного берега на другой стоит только 5 коп.

Пароход не тряский, идёт ровно; для больших удобств пассажиров на пароходе находятся каюты и буфет, где можно услаждаться разнородными напитками… Эти удобства привлекают чуть не каждый праздник катающихся и тем увеличивают сбор с парохода”.

Да, немало разнообразных красот можно было увидеть и в ближайшей окрестности Симбирска: парки, храмы, дворянские усадьбы, всё, что было разрушено и загажено после 1917 года революционными мужиками. До них тоже можно было сплавать на пароходе, или дойти пешком, как поступили 23 июня 1912 года 38 гимназистов старших классов из Симбирска, устроивших пешую экскурсию в Лаишевку, на выстроенную в начале XIX века усадьбу графини Кассини. “Экскурсанты вышли из города в 10 часов при великолепной погоде. При веселом разговоре весь путь в 10 верст совершили в 2 1/2 часа.

Здесь управляющим в их распоряжение был предоставлен сад перед домом, где на открытом воздухе были накрыты столы для завтрака. Затем был осмотрен снаружи и внутри дом – цель экскурсии. После осмотра дома, отдыха и чая экскурсанты возвратились домой в 7 часов вечера”. Дёшево и полезно!.
Ермил ЗАДОРИН