По нашим телеканалам – то мордобой, то хохмы, то Сирия, Украина и мигранты с терактами в Европе и почти ни слова о жизни в самой России. Когда что-то из российской действительности в эфир все-таки прорывается, становится понятно, почему этого в нем так мало.

На один такой сюжет я напал на днях совершенно случайно. Речь шла о поселке Кропачево Челябинской области. Живет в нем больше четырех тысяч человек. Это узловая железнодорожная станция, и большинство из проживающих в поселке либо работают на дороге, либо являются ее ветеранами. Население в четыре тысячи – это, по европейским меркам, город, причем достаточно крупный. В результате всех прошумевших над Россией реформ местного самоуправления в Кропачево не осталось ни медицины, ни каких-либо административных органов. То есть никакой власти.

В итоге за любой справкой надо ехать в райцентр Аша, за 60 километров. Родился ли человек – за свидетельством о рождении едут в Ашу, умер ли – за свидетельством о смерти – в Ашу, женились, развелись – тоже туда, купили-продали недвижимость – туда же. До сих пор ездили на электричке, но по весне ее отменили, поскольку область отказывается выделять на нее дотации. Ходит служебный поезд, однако по какой-то внутренней инструкции РЖД пассажиров брать на него запрещено. Даже ветеранов самой РЖД. Вместо электрички пустили автобус, который постоянно ломается. Жители в отчаянии и выходят на акции протеста.

Ситуация типичная для всей России, в том числе и для нашей области, где регулярный общественный транспорт фактически уничтожен. Остался частник с «Газелью» и с настроением «захочу – поеду, захочу – не поеду». Перемещение превратилось в постоянную муку. Но когда, как в Кропачево, через поселок проходит еще и железная дорога и поселок на этой дороге служит узловой станцией, а уехать все равно не на чем – это финиш. Тут не о слабости государственной власти впору уже говорить, а об отсутствии государства. И губернатор той же Челябинской области должен бы мгновенно с этого поста слететь – за неисполнение своих прямых обязанностей, к каковым, вне всякого сомнения, относится создание для граждан благоприятных условий проживания. Среди условий транспортное сообщение – одно из наиважнейших.

В телесюжете было сказано, что цена вопроса с электричкой в Кропачево – около 20 млн рублей в год, которых в областном бюджете нет. А для чего они в нем есть? То есть каковы приоритеты областной власти? Боюсь, что это что-нибудь бредовое, как заявление опять же ульяновских властей о готовности потратить 200 млн на реконструкцию ДК «УАЗ» и создание в нем, среди прочего, музея автомобилей этой марки. В то же время в колдобинах во дворах прилегающих к ДК улиц ноги можно сломать. Так, может, сначала дворы, тротуары и дороги сделать и уж потом музей автомобилей? Который должен вообще-то создавать хозяин автозавода Вадим Швецов, а не ульяновские власти. Или привести в божеский вид тротуары в центре города, оставшиеся в таком состоянии, вероятно, еще с прошлого века, а не пилить деньги на постоянной косьбе травы и сносе деревьев. Словом, что-то стряслось с приоритетами в действиях властей, брошенным же оказалось население. И в итоге – полный развал.

Не знаю, что нужно предпринять президенту России Владимиру Путину, чтобы не исправить даже весь этот ужас, а хотя бы начать исправлять. Может, лишить все чиновничество на местах права пользоваться персональным транспортом. Например, на год. Только общественным. И в городах, и по области. Нужно в село Алейкино Сурского района – покупаете билеты на ту маршрутку, которую вы оставили народу, и едете, если водитель в этот день ехать не передумает. Челябинского же губернатора пару раз принудить, скажем, съездить из Кропачево в Ашу и обратно. И тоже вместе с народом. Откажется – снять.
Юрий Кашинский