Немногие горожане знают улицу Свияжную в Железнодорожном районе. Она расположена между Свиягой и железнодорожным полотном и ограничена двумя мостами через Свиягу: автомобильно-трамвайным «Камышинским» и железнодорожным «Казанским». Несмотря на относительно большую протяженность – более 3 км, – она практически безлюдна. Улица Свияжная появилась на картах города в 1970-х годах, и ее название только суффиксом отличается от улицы Свияжской, расположенной в Ленинском районе.

Самые первые постройки на территории будущей улицы появились, как минимум, в 1930-е годы. В районе современных свияжских карьеров «Новый» и «Двойной» тогда размещался совхоз № 2 ДОР УРСа железной дороги имени В.В. Куйбышева. В совхозе было пять больших девятиквартирных бревенчатых бараков и здание конторы. Имелись кузница, конюшня, коровник, свинарник, парники для выращивания рассады и овощехранилище. В пойме Свияги были обширные плодородные поля, на которых выращивали овощи и даже арбузы. Вся выращенная в совхозе продукция шла в систему общепита железной дороги. В годы Великой Отечественной войны мимо бараков совхоза проходили нескончаемые воинские эшелоны, а иногда в небе показывались фашистские самолеты-разведчики «рамы», которые один раз даже сбросили агитационные листовки. После войны пошли составы с разбитой немецкой техникой и оружием, которые отправляли на переплавку. У совхозных мальчишек в числе игрушек появились настоящие пистолеты и автоматы, они ловко стягивали их с проходящих составов. В совхозе все жили дружно, начальство максимально заботилось о своих работниках, даже детей в расположенную рядом 46 школу зимой возили на санях. Обитатели совхоза хоть и жили по тем временам за городом, но практически в шаговой доступности от центра города. Единственное неудобство: для того чтобы дойти до ближайшей остановки общественного транспорта в районе Винновской рощи, нужно было перейти два десятка железнодорожных путей. К 1979 году совхоз был расформирован, большинство жителей перешли трудиться на моторный завод и лишь единицы – в горзеленхоз, который выращивал на бывшей совхозной земле декоративные кустарники и деревья.

Вплотную к совхозу на железной дороге располагалась сортировочная «горка» – «сердце» станции Ульяновск–Центральный, соседство с которой в дальнейшем сыграло роковую роль в жизни жителей совхоза.

Утро 19 июля 1979 года было солнечным и жарким, после обеда пошел сильный дождь с грозой. В это время на «горке» спускали пять пустых вагонов-цементовозов, по какой-то причине под них не успели вовремя подставить тормозной башмак, и они на скорости врезались в вагон-цистерну с авиационным бензином. Произошла утечка содержимого цистерны. Некоторые жители даже успели набрать в ведра и канистры пролившееся топливо. В воздухе начал образовываться туман от испаряющегося бензина, но люди думали, что туман природного происхождения и были совершенно спокойны. В определенный момент, когда испарения бензина достигли критического уровня, от случайной искры произошел первый мощный объемный взрыв с огненным вихрем, который многие приняли за гром. Затем последовал второй взрыв. Одиннадцать человек, находившиеся на улице рядом с эпицентром взрыва, погибли, многие получили травмы и ожоги. Все, кто в момент взрыва был в домах, не пострадали, только ударная волна выбила стекла. Погибли и домашние животные.

Гибель людей стала страшной трагедией для жителей бывшего совхоза, практически у всех пострадали родственники или близкие знакомые.

После катастрофы было принято решение переселить людей подальше от «горки». Всем семьям, в которых были погибшие и пострадавшие, сразу выделили квартиры в доме № 20 по улице Варейкиса, а остальных с большими сложностями к 1981 году переселили в дом № 62 по улице Хрустальной. Сейчас от совхоза остались только руины овощехранилища, построенного из смеси цемента и угольного шлака, который выгребался из паровозной топки.

Железная дорога всегда была и остается потенциальным источником чрезвычайных происшествий: по ней перевозят токсичные и радиоактивные отходы, а также другие опасные грузы. Более того, не исключена вероятность, что на такой стратегически важный объект, как станция Ульяновск–Центральный, нацелена не одна натовская ракета.

Постепенно память о событиях 1979 года стирается, и, чтобы не допустить в дальнейшем подобной катастрофы, необходимо не только усвоить исторический урок, но и установить памятный знак жертвам трагедии.

Дмитрий Семенов, методист Центра детского творчества № 6.