Папиросы с более чем столетней «выдержкой» лежат на витрине ульяновской «Мелочной лавки». Раритет не продается – его даже в руках подержать нельзя, как и всякий музейный подлинник.

В музее «Мелочная лавка» нет довольно большого количества подлинных предметов, которыми могли торговать купцы в конце XIX – начале XX века. Да и кто бы стал хранить, так сказать, для истории конфеты, соль, сахар, крупу, мыло… Даже подлинные обертки от конфет, и те сотрудники музея искали не один год, а когда нашли, то не смогли выкупить у их обладателя даже за приличную сумму. Пришлось обойтись копией. Сахарная голова, окорок, фрукты – всего лишь муляжи, хотя кусок сахара, насчитывающий несколько десятков лет, в музее есть. И духовое мыло с красивой легендой тоже есть. А вот у невзрачной упаковки папирос с надписью «Восточныя крепкия экономическия» легенды, то есть истории, нет. И старший научный сотрудник усадьбы «Музей городского быта» Светлана Прокофьева честно признается посетителям, что легенду для этого неказистого, но очень редкого и потому ценного экспоната она придумала сама. Вероятно, человек, купивший эту пачку, решил завязать с курением и приобрел ее для воспитания силы воли. Бывают же люди, которым нужен перед глазами раздражитель, от которого нужно воздерживаться. А среди потомков либо не нашлось курильщиков, либо желающих попробовать старый табак. В какой-то момент наследники того человека сдали раритет в музей.

За время, которое папиросы лежали, так никому и не пригодившись, они ссохлись и накрепко срослись друг с другом. Музейщики увидели это, сняв акцизную марку и приоткрыв упаковку. 25 папирос стоили в конце XIX века – об этом сообщила надпись на упаковке – 7 ? копейки. Изготовлены они были в товариществе Бостанджогло, названном так по имени купца второй гильдии, табачного короля Михаила Бостанджогло. Михаил Иванович открыл свое дело в Москве в 1820 году, и его табачная фирма стала одной из первых в России. Считается, что это он нанес серьезный удар по производству трубок и чубуков, поскольку предложил им альтернативу в виде бумажных «гильз» или «патронов». Любопытно, что один из наследников и продолжателей дела Бостанджогло – его внук Михаил Николаевич – приходился двоюродным братом прославленному театральному режиссеру Константину Станиславскому и в детстве рос вместе с ним.

Анна ШКОЛЬНАЯ.