Редкий для наших мест аммонит обнаружил в Сенгилеевском палеонтологическом заказнике научный сотрудник Краеведческого музея Илья Стеньшин. По его словам, доисторический моллюск дожил до старости и умер своей смертью.

О существе, которое никто из людей не видел живым, Стеньшин может рассказать довольно много. Плавал этот аммонит в Аптском море, которое покрывало территорию современной Ульяновской области. Было это около 120 миллионов лет, когда море было относительно глубоководным и достаточно просторным не только для аммонитов, но и таких крупных существ, как плиозавры, плезиозавры, ихтиозавры, морские черепахи и другие хищники. Они-то и доставляли беспокойство головоногим моллюскам. Не исключено, что ими питались и крупные рыбы. Однако именно этому, недавно найденному, “образцу” повезло прожить долгую жизнь.

Вообще-то аммониты на волжских берегах находят часто, особенно сотрудники местных предприятий, занимающихся обработкой симбирцита, но экспонат, добытый Стеньшиным, – особенный. Его раковина не туго скручена в спираль, а развернута. Палеонтологи так их и называют – развернутые, или гетероморфные. Подобные аммониты находили при строительстве нового моста через Волгу.

– Такие аммониты являлись довольно загадочными головоногими моллюсками, – рассказал Илья. – Их образ жизни и способ питания являются предметом давних споров ученых. Дело в том, что неизвестна сама причина формирования такого типа раковины. Однозначно, что при таком ее строении он не мог активно плавать, как другие аммониты. Раковина выполняла как защитную функцию, так и функцию “поплавка”: благодаря ей он мог держаться на плаву, а не лежать на дне. Дело в том, что раковина была частично заполнена воздухом, и моллюск мог регулировать его объем, чтобы то погружаться глубже, то подниматься к поверхности. А если аммонит не мог активно плавать, тогда кого он ел и как? Предполагается, что эти моллюски “висели” в толще воды и покрытыми липкой слизью щупальцами собирали планктон. Растения они точно не ели: все головоногие – хищники. Предки аммонитов изначально были прямораковинными моллюсками. Есть точка зрения, что гетероморфные аммониты – это одна из эволюционных ветвей, когда организмы вновь возвращались к признакам своих предков после всех усложнений. Подобные случаи почти всегда заканчивались вымиранием, что и произошло с аммонитами.

С недавнего времени в Краеведческом музее создана палеонтологическая лаборатория, в которой аммонит очистят от окаменелостей и склеят, а затем составят научное описание. Уже сейчас Стеньшин относит находку к семейству Ancyloceratidae, предполагая, что аммонит можно отнести к подроду Australiceras (Proaustraliceras). Возможно, обнаружен представитель совершенно нового для науки вида – уточнить это поможет сравнение с известными палеонтологам аммонитами.

– Вымерли они вместе с динозаврами в конце мелового периода, 65 миллионов лет назад, – пояснил Илья. – Причина их вымирания – тоже предмет размышлений ученых.

Найденный аммонит не очень крупный, примерно 40 сантиметров в диаметре. В современных океанах есть головоногие моллюски и покрупнее – гигантские кальмары из глубоководных морей, осьминоги. Есть даже родственный моллюск рода наутилус помпилиус, правда, более мелкий и отличающийся по ряду признаков.

Хотя Аптское море и было огромным, но его отложения выходят не везде, и лучше всего – на берегу Волги на территории Сенгилеевского района, где и создан палеонтологический заказник. Любителям ископаемых промышлять там запрещено, любые находки по закону нужно сдавать в музей. Приятно, конечно, иметь дома эдакую диковину, но она должна быть введена в научный оборот, чтобы ученые могли создать наиболее полную и достоверную картину прошлого.