Увлекательное путешествие в Симбирск начала XX века можно совершить, выбравшись на пару часов в центр Ульяновска. Сотрудники музеев приглашают на несколько тематических экскурсий-прогулок, в которых исторические факты переплетаются с городскими легендами, а здания – свидетели событий столетней давности – помогают воображению дорисовать картину прошлого. Одна из таких экскурсий связана с именем замечательного архитектора Федора Осиповича Ливчака, чьи здания преобразили Симбирск 1906-1918 годов, – тех лет, когда он жил и создавал свои проекты.
Не потеряйте калош!
Гид встречает группу у филармонии – бывшего здания городского общества. До того как оно появилось, здесь, у Владимирского сада, стоял деревянный дом. А когда в Симбирск из Смоленска переехал Ливчак, назначенный архитектором городской управы, в числе проектов, порученных ему, были и новое каменное здание городского общества, и устройство набережной Волги, причем заодно с системой дренажа, о которой в последние годы так много говорится в связи с оползнями. Но наш город и сто лет назад был небогатым, поэтому дренажной системой тогда не занялись. Собственно, и на железнодорожный мост через Волгу денег не было. Строили его в долг: 15 миллионов рублей под четыре процента выдала Волго-Бугульминская железная дорога. По облигациям эту невиданную для симбирской казны сумму должны были возвращать в течение 76 лет, но после революции правительство отказалось от уплаты долга. Какая связь между Ливчаком и мостом? Их объединяют одно время, одна эпоха. И в этом особая прелесть прогулок: гиды не ограничиваются одним именем, одной темой, и потому разговор о событиях прошлого идет непрерывно.
Хорошо сейчас гулять теплым августовским вечером по мощеным брусчаткой или заасфальтированным тротуарам центральных улиц, а сто лет назад даже они были не в самом лучшем состоянии. Грунтовка да укрепленная щебенкой дорога – вот все, что имели избранные улицы. В непогоду уже в районе современных улиц Радищева и Рылеева выходить не стоило: либо оставишь в грязи калоши, либо – если поедешь на извозчике – перепачкаешь платье. Даже деревянные тротуары не всегда спасали. Да и с освещением было небогато: немногочисленные газовые или керосиновые фонари стояли тоже только на нескольких центральных улицах. А еще раньше, когда в XVII веке город только начинал строиться и люди селились у самой реки, взбираться на Венец рисковал не каждый – пешком долго и тяжело, а лошадей жалели: бедняги увязали по брюхо в грязи и, случалось, ломали ноги. Нелегко приходилось всем, а у симбирских врачей, кроме состояния дорог, была еще одна проблема: до XX века на дома еще не крепили таблички с номерами, и нередко доктор просто не мог найти больного. Поэтому по просьбам врачей городские власти распорядились обозначить адрес каждого дома.
Мужик с медведем
По пути от филармонии до одной из самых коротких в Ульяновске улицы Архитектора Ливчака прогуливающимся встретится с десяток домов, построенных по проектам Федора Осиповича. Это далеко не все его здания, но, рассмотрев их, можно научиться распознавать его почерк. Они построены в стиле модерн, причем Ливчак часто работал в неорусском направлении модерна, поэтому некоторые строения (например, здание УлГУ на улице Льва Толстого или его собственный дом-ателье, в советское время – Дом актера) напоминают большую русскую избу с двускатной крышей и украшены символами из русских сказок и преданий – жар-птицами, птицами Гамаюн, богатырями, совами, мухоморами и так далее. Другие здания ближе классицизму, и характер их украшений меняется – это маскароны в форме головы льва или человека, растительный орнамент, античные мотивы.
Практически неотъемлемой частью многих зданий, приметой почерка Ливчака стало высокое “трехчастное” окно – такое, как на фасаде филармонии, кинотеатра “Художественный”, дома Зеленковой на улице Гончарова, в котором долгое время размещалась редакция газеты “Ульяновская правда”. И, конечно, здания Ливчака легко узнать по крупным пустотелым огнеупорным блокам – его собственному изобретению, делать которые он сам учил в школе огнеупорного строительства. Школа эта располагалась на улице Кирова – в том здании, тоже построенном по проекту Ливчака, уже много лет работает туберкулезный диспансер. На нем, на доме-ателье Ливчака и ряде других зданий можно увидеть “подпись” архитектора – мужик и медведь бьют молотками по наковальне.
ПДД по-симбирски
В течение двухчасовой экскурсии все эти факты и легенды рассказывают четыре сотрудника музея-заповедника “Родина Ленина” – Наталья Зубкова, Евгения Кулишова, Людмила Федюкова, Наталья Мухаметжанова. Они встречаются нам по пути – одна в виде мещанки, пересказывающей новости из газеты “Симбирянин”, другая – в образе дворянки, демонстрирующей наряд вековой давности. У одной можно узнать о происхождении слова “ридикюль”, правилах ношения митенок и цене на ситец (18 копеек за метр), у другой – о количестве автомобилей в Симбирске и первых правилах дорожного движения. Хотя в 1913 году на весь Симбирск было всего 13 машин (немудрено – “Форд” стоил 2400 рублей), среди автолюбителей уже появились лихачи. Газета “Симбирянин”, например, сообщала, что в ночь с 7 на 8 мая 1913 года неизвестный в компании с несколькими товарищами на автомобиле без номера и с выключенными фарами носился по Большой Саратовской, на требование полицмейстеров прибавил газу и скрылся. Так что в Симбирске приняли требования: на каждом автомобиле должны быть номер (спереди и сзади), сигнальный рожок, гудок и фонарь. А владелец обязан сдать экзамен двум полицмейстерам, быть не моложе 17 лет и ездить со скоростью не выше 15 км/ч. Машины в то время могли быть открытыми, поэтому в магазинах стали продавать специальный одеколон спортсменов-автолюбителей №4711: реклама гласила, что он отлично освежает глаза, защищает лицо от пыли, а нервы – от ослабления, его аромат “гармонирует со спортивным костюмом и способствует тому, чтобы сила и присутствие духа оставались на неизменной высоте”.
Модерновое кресло
Так совпало, что из всех симбирских храмов в страшные 1930-е годы не пострадала только Воскресенская церковь на старом (а в начале XX века – на новом) кладбище. Это был один из первых проектов Ливчака. Примерно в то же время он спроектировал первый в Симбирске доходный дом городского типа, соответствовавший всем современным требованиям. Дом Зеленковой сейчас имеет адрес: улица Гончарова,12. В нем были собственная котельная на цокольном этаже, ванные комнаты, удобные квартиры для сдачи внаем – по две на втором и третьем этажах. Никакого различия в квартирах в плане их удобства Ливчак принципиально не делал. Кстати, внутреннему содержанию зданий он, как и все архитекторы эпохи модерна, уделял не меньше внимания, чем внешнему. Скорее, то, что было внутри, являлось главным для авторов. Например, для здания Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков на улице Покровской (сейчас в этом доме на улице Льва Толстого учатся студенты факультета культуры и искусства УлГУ) он спроектировал даже мебель – огромный длинный стол и внушительные резные кресла до сих пор стоят в главном зале, а одно кресло – в музее “Архитектура эпохи модерна” на той же улице. Заглянув в этот музей и дом-ателье Ливчака, можно убедиться в том, какое внимание архитектор уделял внутреннему наполнению домов, особенно собственному, ведь он строил этот дом-мечту для своей большой семьи – жена Мария родила ему пятерых детей.
По пути в этот дом – конечный путь прогулки – прозвучит еще немало историй. Например, о княгине Евгении Ухтомской, чей род восходит к Рюриковичам, – ее два дома стоят на улице Льва Толстого и построены все из тех же пустотелых огнеупорных блоков. Или о том, как Симбирск еще сто лет назад был разделен на три части – дворянскую, мещанскую и торговую. Или какие фильмы смотрели симбирские дамы и какие скандалы разражались во время киносеансов из-за их непомерно больших шляп, мешавших публике смотреть на экран. А как не заказать большую красивую шляпу, если такую носит знаменитая артистка в романтической киноленте? Кстати, до того, как Ливчак построил “Электротеатр” (современный “Художественный”) по заказу Зеленкова – специально под кинотеатр, фильмы показывали в неприспособленных зданиях, и “картинку” подавали на белую оштукатуренную стену.
Завершится экскурсия показом небольшого фильма о Ливчаке, после которого можно попросить экскурсоводов открыть дверь на уютный балкончик дома-ателье Ливчака – с него открывается очень красивый вид. А заодно можно рассмотреть дом со двора – это творение архитектора прекрасно со всех сторон.