Верховный суд России вынес прецедентное решение, признав неправомерной сбытовую надбавку на электроэнергию, установленную в Нижегородской области местным гарантирующим поставщиком. За счет населения и прочих потребителей энергетики, как выясняется, гасят проценты по кредитам и создают «резервы по сомнительным долгам», то есть добросовестных абонентов вынуждают платить за должников.
В Нижегородской области на защиту потребителей встал прокурор, подав в защиту неограниченного круга лиц в областной суд иск, в котором указал, что рост тарифов на электроэнергию в условиях экономического кризиса создает предпосылки для обострения социальной напряженности в регионе. Изначально прокуратура просила признать решение Региональной службой по тарифам (РСТ) об установлении тарифов на электроэнергию на 2015 год недействительным, исключив из необходимой валовой выручки (НВВ) компании 5,4 миллиарда рублей необоснованных, по мнению надзорного органа, затрат за 2013–2015 годы.
Изучив две экспертизы, областной суд счел почти все расходы гарантирующего поставщика обоснованными, исключив из НВВ только 28,9 миллиона рублей и отказав прокуратуре практически по всем пунктам.
Прокуратура обжаловала решение в Верховном суде, который подошел к делу совсем по-другому. Как следует из определения суда, регулятор необоснованно учел в качестве расходов энергетиков, заложенных в надбавку, более 1,8 миллиарда рублей. В частности, речь идет о статье «проценты по обслуживанию кредитов» в размере 432 миллионов рублей. Суд разъяснил, что они могут быть отнесены к экономически обоснованным только в том случае, если брались для покрытия недостатков средств, однако энергетики вместе с тем сами активно выдавали займы другим компаниям – в сумме более чем на миллиард рублей.
Необоснованным признано и включение в НВВ расходов на «формирование резерва по сомнительным долгам» в объеме более 563 миллионов рублей. Эти средства не были использованы при списании безнадежной задолженности за предыдущий период, пришли к выводу в суде. По сути являются необоснованными доходами предприятия.
Также суд признал незаконной накруткой 654,4 миллиона рублей «затрат на съем показаний со счетчиков» и 51 миллион рублей – на услуги биллинга. Суд согласился с доводами прокуратуры о том, что в РСТ при формировании сбытовой надбавки не выясняли количество УК и ТСЖ, которые сами снимают показания и готовят платежки, а также не установил количество домов, в которых их собственники решали напрямую перечислять плату за электричество гарантирующему поставщику. Наконец, по мнению суда, в РСТ не проанализировали экономическую обоснованность суммы «базовового вознаграждения» с учетом того, что ряд работ по договору управления могли выполнять сами работники энергокомпании.
Нынешнее решение Верховного суда – первое в своем роде и может стать поводом к пересмотру всей системы регулирования коммунальных тарифов или, по крайней мере, обращению в суд с аналогичными исками прокурорами других регионов. Неправомерное включение некоторых статей расходов влечет подорожание стоимости электричества для потребителей. Для нижегородских потребителей и приравненных к ним категорий потребителей – это 34 и 36 копеек с каждого киловатт-часа соответственно. В Ульяновской области сбытовая надбавка и того больше – 38 копеек. Что в нее входит – неизвестно. Ни в приказах министерства экономического развития области, ни на сайте энергокомпании эта таинственная строка не расшифровывается.
Показательно, что после вынесения судебного решения нижегородская РСТ кинулась защищать не население, а энергетиков, направив в Верховный суд кассационную жалобу. Как смотрят на прецедент в Ульяновской области, пока не известно – соответствующие запросы «СК» вчера остались без ответа.
Дмитрий Минаев