В этом году в регионе, как никогда, цвела Волга, а у берега стоял ужасный запах. Да такой, что ульяновцы в жару задыхались. Складывалось такое ощущение, что гнила сама матушка-Волга. Насколько все это безопасно, разбиралась «Молодежка».

Виновата жара
В принципе, ничего таинственного и аномального нет. Такое продолжается из года в год. В этом году Волга зацвела раньше, когда в регионе установилась 30-градусная жара. Ульяновцы потянулись к воде, но вот купаться решились немногие, так как у берега протянулась огромная полоса зелени с отвратительным запахом. А те, кто все-таки решился залезть в воду, выходили на берег «зелеными человечками» или водяными в водорослях.
— У меня был отпуск, ходили на пляж, но не купались, — рассказывает педагог Ольга Николаева. — Попробовали залезть в воду — где потом только зелени не было! Приходили домой — и сразу под душ. Настроение это, конечно, подпортило. Волга превращается в болото. Да и на берегу полно дохлой рыбы…
— Запах возник по причине того, что гнили сине-зеленые водоросли. Это связано с их коротким жизненным циклом. Они создают огромную биомассу в теплой воде, после чего разлагаются и гниют. Теплая погода, штиль, которые стояли больше двух недель, вызывали большой нагрев верхнего двухметрового слоя воды, где происходит основной фотосинтез и размножение таких водорослей, — пояснил главный эколог Ульяновской области Дмитрий Федоров.
Недовольны такой «зеленкой» и рыбаки.
— Я рыбачу уже десять лет, и раньше так Волга не цвела, — сказал заядлый рыбак Анатолий Прошин. — Сейчас столько плавает дохлой рыбы! Да и рыбу когда ловишь, она как-будто еле живая. Недавно поймал несколько раков — словно при смерти, еле двигались. Я считаю, что в этом виноваты и сбросы промпредприятий.
Но с рыбой все понятно: когда водоросли разлагаются, они начинают активно потреблять растворенный в воде кислород, и рыбе его уже не хватает. К тому же этим летом большая часть водохранилища была покрыта пленкой из фитопланктона (мелкие организмы, осуществляющие процесс фотосинтеза), которая резко ухудшила экологию. В итоге в Волге образовались токсины в процессе разложения, так как нет никакой проточности воды.

Как пить такую воду?
Насколько все это безопасно для человека?
— Сами по себе сине-зеленые водоросли для кожи человека не опасны, — рассказывает врач Виктория Норенко. — Главное — чтобы они не попали в питьевую воду.
Для этого на очистных сооружениях Водоканала стоят специальные микрофильтры.
На сайте МУП «Ульяновскводоканал» сообщают, что качество питьевой воды (а практически весь правый берег пьет из Волги) соответствует всем стандартам. Правда, цветение воды все-таки негативно сказывается на фильтрах.
В региональном Управлении Роспотребнадзора считают, что опасность для здоровья человека представляет то, что в ходе разложения могут появиться токсичные вещества и микробы. А санитарное состояние открытых водоемов, расположенных в черте городов и населенных пунктов Ульяновской области, используемых в рекреационных целях, к сожалению, не улучшается. Водоемы второй категории испытывают большую техногенную нагрузку за счет сброса неочищенных промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных сточных вод.
В итоге отравляющих веществ в Волге с каждым годом накапливается всё больше, и от этого также зависит цветение реки. Например, если раньше сине-зеленые водоросли появлялись только в середине августа, то теперь уже в июле.
Поможет хлорелла?
Когда в 1934 году в Академии наук СССР обсуждали перспективы строительства каскада ГЭС на Волге, единственными, кто выступил против, оказались биологи. Но они прогнозировали подтопление, загрязнение территорий, смыв плодородных земель, но никто не предсказал проблемы цветения. А это стало настоящим бичом, и эффективного средства борьбы с этой напастью до сих пор не найдено.
На прошлой неделе в Волгограде прошел Бассейновый совет Нижневолжского бассейнового округа. На нем присутствовал директор Департамента природных ресурсов и экологии Ульяновской области Амир Галяутдинов.
— Поднималась проблема цветения Волги, — сказал эколог. — Так, главный ихтиолог ФГУ «Нижневолжрыб» Сергей Яковлев предложил разводить толстолобика и использовать новый штамм хлореллы. Но насколько все это эффективно, большой вопрос.
Хлорелла — это микроводоросль, но она может бороться с загрязнением водоемов. Штамм уже опробовали на прудовых хозяйствах Волгоградской области. Эксперимент показал уменьшение водорослей в пять раз. Но это дорогое удовольствие. Только за весну было потрачено на местные водоемы порядка 6 млн руб. А процедуру надо повторять и осенью. В итоге денег не хватило.
Что касается толстолобика, то рыба просто не справится с таким объемом водорослей. Нужного эффекта не будет.
— У нас нет рационального решения, как бороться с цветением Волги, — сказал Галяутдинов. — К тому же все это очень затратно и непосильно для региона.
Остается уповать лишь на мать-природу и ждать от нее новых «мутантов», которые уничтожат всю зелень. Вот только не причинят ли они вреда человеку?
Арсений КОРОЛЕВ