Как Вы относитесь к 1 сентября? С каким чувством вспоминаете годы своей учебы?
Что бы Вы изменили в нынешней школе?

Александр Сергеевич:
– К 1 сентября и к годам своей учебы отношусь с предательской влагой на глазах и чувством глубокой признательности: именно благодаря добротнейшей системе советской школы я работаю до сих пор и востребован. В нынешней школе я изменил бы отношение к урокам труда (сейчас это называется технологией).

Оксана, мама семиклассника:
– Все 10 лет в школе 1 сентября я училась. У нас было два-три урока, но мы понимали, зачем пришли. Сейчас дети 1 сентября час-полтора стоят и жарятся на солнце или дрожат от холода – в зависимости от погоды. Я хожу с сыном на День знаний каждый год, и всегда линейки идут долго и скучно. А самое неприятное – приходят депутаты и выступают коротенько, минут на десять. Нечего им в школе делать! И непонятную детям дисциплину ОПКиСЭ (основы православной культуры и светской этики) из расписания надо убрать – пустая трата времени.

Владислав Викторович, 80 лет:
– В обращении одного из кандидатов в депутаты Госдумы написано, что школа должна учить добру. Но я считаю, что школа должна давать знания. С теплотой вспоминаю первую свою учительницу Марию Якимовну Краснову, бойца конной армии Буденного, преподавателя по рисованию -известного художника Петра Григорьевича Панина, учительницу истории Майю Григорьевну Каменскую, учителей физкультуры Турченко, Прозорова и многих других. Они нам дали большие знания и способствовали нашему физическому развитию. Призываясь в армию, я уже разбирался в по-литической системе государства, умел прицела иваться и попадать в яблочко. За «кривым домом» мы играли в волейбол, баскетбол и городки. Понятия ЕГЭ тогда не было, а были экскурсии, соревнования школьных хоров и другие мероприятия. Теперь же выпускники школ не знают, чем сила тяжести отличается от веса тела и что такое в математике х и у.

Лариса Ивановна:
– С трогательной благодарностью вспоминаю свою учительницу русского языка и литературы Таисию Ивановну из школы №38 – той, что раньше была у «приборки». На ее уроках даже озорники сидели тихо и внимательно слушали интересные истории сверх программы из жизни писателей, поэтов. Она давала уроки нравственности, говорила о добре и зле, призывала к ответственности за свои слова и поступки. А нам хотелось больше читать, познавать мир, красоту родной природы. Нынче эти уроки катастрофически урезали. Превалирует физкультура. Сила есть – ума не надо. Еще собираются уроки христианской религии ввести. А вот это вполне может привести к раздраю между подростками, принадлежащими к различным конфессиям, а в будущем возможны на этой почве более серьезные конфликты.

Александра:
– То, советское, образование было качественным. Знания давались глубокие. Что очень важно, на мой взгляд, все школы учили по одной программе. Вот только так и можно правильно оценивать уровень знаний и способностей выпускников, выученных в равных условиях. Да и не было тогда ажиотажа вокруг школ: элитная, не элитная – такие слова не относились к учебным заведениям. Может, и были огрехи у советской школы, только их сейчас столько, что кажется – какое счастье, что мы учились не в таких школах, как сегодняшние гимназии-лицеи! А пресловутый ЕГЭ -глупость несусветная – может, и облегчает путь детей к высшему образованию, зато судьбу их попортит основательно. Потому что выучатся они кое-как той профессии, на которую хватило баллов, а им это нужно?

Светлана:
– Надо отменить оценки по музыке, физкультуре и рисованию, потому что они не являются объективными. У кого-то есть талант к рисованию, но нет физических данных. Кто-то очень спортивный, а слуха нет. Предметы нужны, но нужен и более индивидуальный подход. В последние годы замечена тенденция: почти 80 процентов времени отдают на самообучение. Я считаю, что это абсолютно неэффективно. И, конечно, большие вопросы к ЕГЭ. Есть плюсы – не нужно сдавать экзамены при поступлении. Ноте, под каким прессингом сдают ЕГЭ, и где-то под камерами, а где-то в тепличных условиях, говорит о том, что эту систему надо совершенствовать. Обязательно надо убрать политизированность и церковность из школы, когда водят кандидатов в депутаты, вешают иконы и освящают классы. Школа должна готовить к жизни, чтобы дети вырастали думающими личностями.

Записали Анна МИХАЙЛОВА и Елена ЗЫКИНА