Несколько десятков ульяновских ребят 1 сентября не пошли в школу, а приступили к занятиям дома. Среди них не только те, кто не может посещать учебное заведение по состоянию здоровья. Все больше родителей считают, что способны выучить своих детей самостоятельно, тем более что закон это позволяет.
В школу со слезами
Девятилетняя Настя проучилась в школе два класса, успев сменить два учебных заведения, и очень не любит вспоминать этот период своей жизни.
– Моя дочь не такая как все. А может, мне так кажется? – говорит мама Насти Ирина. – Она чувствительна и очень впечатлительна. Каждое замечание учителя или плохую оценку переживала глубоко. Бывало, приходила из школы в слезах и умоляла не отводить ее больше туда. Она не могла понять, почему учитель кричит или ругает ее, но педагог не считала нужным что-то объяснить и даже ни разу не вызвала меня. Мы меняли классы и школы, но история повторялась. На летних каникулах много времени проводили вместе, и когда начались занятия, в школу не пошли, а начали штудировать учебники дома. Когда я поняла, что спорить с учителями и директорами бесполезно – система никогда не подстроится под конкретного ребенка, – сказала школе решительное «нет».
Эту историю можно считать типичной, поэтому все больше родителей предпочитают, чтобы их дети учились вне стен школы. Сколько ульяновских ребят в нынешний День знаний остались дома, в региональном министерстве образования и науки назвать затруднились, посоветовав обратиться в отделы образования муниципалитетов, но отметили, что в прошлом учебном году таких было 17.
В соцсетях существует несколько сообществ, где родители «внешкольников» обсуждают секреты и проблемы семейного образования. На таких форумах – множество страшилок из школьной жизни. Милана рассказывает о том, как учительница упорно пыталась переучить сына-левшу писать правой рукой, выдергивая ручки и карандаши. Александра пишет о том, что опоздавших учеников математичка заставляла весь урок стоять лицом к классу, а Мария – об учительнице, которая занижала оценки за плохой, как она считала, почерк.
Однако психологический стресс или конфликт с педагогом – вовсе не повод бросать школу. Домашнее образование специалисты рекомендуют детям с гипертрофированной активностью, которые физически не могут высидеть 45 минут за партой, а также тем, кто отстает в развитии или же, наоборот, слишком забегает вперед в учебнике. Словом, всем, кто не подпадает под школьные стандарты. «У нас ведь до сих пор, как и в советское время, ребенок для школы, а не школа для ребенка», – считает Ирина.
Радикальный анскулинг
Семейное обучение в России практикуется с 1992 года, когда был принят Закон «Об образовании» и родители получили право выбора – отправлять ребенка в школу или самостоятельно обучать в семье. История для нашей страны невиданная, ведь у нас, как правило, сначала возникает какое-то движение, нарабатывается какая-то практика и только потом активисты этого движения добиваются, чтобы министерство признало его. Здесь произошло наоборот: прецедентов еще не было, а закон уже появился. Принято считать, что законодательная оперативность была проявлена прежде всего в интересах новой элиты, чтобы богатые могли учить своих детей за границей. Кроме того, наверно, имелись в виду дети-инвалиды, физически лишенные возможности посещать школу.
Родители «внешкольников» сетуют, что добиться от школ перевода ребенка на домашнее образование непросто. Закон не обязывает учебное заведение участвовать в процессе, но необходимость сдачи итогового ЕГЭ и получения аттестата делает необходимым регулярную проверку знаний таких детей, которая проводится, как правило, раз в четверть или каждые полгода. Школа за проведение таких аттестаций финансирования не получает, поэтому никто не хочет взваливать на себя дополнительную организационную и бумажную работу.
Домашнее образование бывает разным. Большинство родителей, отказавшихся от школы, все-таки выбирают одну из существующих учебных программ. Опытных школьных учителей меняют на студентов педвузов, бабушек или знакомых, а бывает и сами садятся за учебники, вспоминая закон Ома и слова-исключения. При этом есть и приверженцы анскулинга, когда ребенок обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной, зачастую весьма разнообразной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них. Скажем, если во время прогулки по парку ребенок заинтересовался, почему пожелтели и опали листья с деревьев, это становится поводом к изучению жизни растений. Никаких тебе навязанных учебным планом тем, уроков от звонка до звонка, оценок и парт. «Но главное, не нужно вставать ни свет ни заря и нестись в школу, боясь опоздать. Настя просыпается сама в девять часов с улыбкой на лице и, позавтракав, садится за учебники. После обеда у нас еще остается куча времени на танцы и бассейн», – рассказывает Ирина.
Бегут от перегруза
По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей значительно снижается. К концу учебы показатели сокращаются почти в 10 раз – здоровых выпускников в России лишь 2,5 процента. К 15-17 годам до 70 процентов школьников страдают хроническими заболеваниями, свыше 30 процентов детей имеют отклонения в физическом развитии. Если в середине 1990-х проблемы со зрением были у 10-15 процентов учащихся, то сейчас – почти у половины. По мнению медиков, причина – в неправильном питании и хронической перегрузке детей, которые учатся по шесть-семь часов в день шесть дней в неделю, а потом еще столько же времени вынуждены сидеть дома за уроками или перед компьютером.
Именно желание избавить детей от излишней нагрузки и вынуждает родителей переходить на домашнее обучение. При этом уровень такого образования нисколько не отстает от школьного. Большинство «домашников» с легкостью проходят аттестацию, а на ЕГЭ показывают примерно такие же результаты. А в США, где домашнее образование практикуется давно и очень популярно, результаты тестов по базовым предметам существенно лучше именно у «домашних детей».
Индивидуальное обучение имеет свои плюсы к и минусы, говорят специалисты. С одной стороны, весь учебный процесс подстраивается под конкретного ученика, учитываются его мнение, интересы. В результате дети становятся более самостоятельными, организованными, развивается индивидуальность. «Такие дети за толпой не пойдут, у них свой взгляд на вещи, и они не агрессивны», – приводят доводы родители «домашников».
Главный аргумент противников семейного образования – отсутствие социализации. В школе дети не только получают знания, но и учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешают конфликты, проявляют характер, где-то идут на компромиссы. Дети, выращенные в тепличных домашних условиях, рано или поздно столкнутся с реальным миром, который может их и не принять.
О результатах семейного образования можно судить по тем людям, кто первым прошел его в 90-х. 34-летний режиссер Никита Добрынин – симпатичный молодой мужчина с открытой улыбкой – прекрасно образован: его отец всех своих пятерых детей учил дома, а в школу, причем в альтернативную, отдал лишь подростками. И всем было весело — никакого прессинга, школьных хулиганов, все выросли очень свободными и интересными людьми. “Но нам, всем пятерым, пришлось потом несладко,— цитирует Никиту журнал «Коммерсант-Деньги». — Никто не смог удержаться в рабочем коллективе. У нас нет опыта подчиняться. Тем более подчиняться людям, которые в чем-то уступают нам. Недоступна формула “ты – начальник, я – дурак”. У нас в детстве все было просто: честно — нечестно, правильно — неправильно, хорошо — плохо, а жизнь оказалась устроена гораздо сложнее”.
Дмитрий Минаев