За несколько лет своей работы Ульяновский региональный Координационный совет собственников в ЖКХ занял свою нишу в сложном процессе взаимодействия власти, управляющих компаний, надзорных органов и жильцов МКД. При этом у совета накопился большой опыт в решении различных проблемных вопросов.

Александр ПОТАПОВ (справа) является заместителем председателя областного Координационного совета собственников в ЖКХ Сергея МОРОЗОВА (в центре) – на совещаниях проблемы жителей всегда в центре внимания

По просьбе газеты «Управдом73» заместитель председателя областного Координационного совета Александр ПОТАПОВ поделился с нашими читателями наиболее актуальными вопросами, с которыми сталкиваются жильцы МКД.

Люди инертны, и коммунальщики этим пользуются

– Вы наверняка в курсе, что решением суда начисления ОАО «Ульяновскэнерго» за ОДН признаны незаконными (мы писали об этом в номере от 27 июня 2016 года в заметке «Требуйте перерасчета». – Прим. ред.). Однако этому предшествовал период очень большой работы: жалобы от собственников шли нескончаемым потоком, многие приходили к нам в Координационный совет и буквально плакали. У них суммы на ОДН превышали потребление по счетчику, – вспоминает Александр ПОТАПОВ.

По его словам, за «стол переговоров» с жителями неоднократно приглашались все заинтересованные: и представители «Ульяновскэнерго», и Главрегионнадзора, и Департамента по регулированию цен и тарифов.

– В первую очередь нас волновала ситуация с установлением нормативов, которые позволили бы ограничить ОДН. Сейчас на федеральном уровне вроде бы решили данный вопрос (мы писали об этом в предыдущем выпуске «Управдома73». – Прим. ред.). Однако сама проблема не решена, ведь общедомовые потери никуда не делись. Но люди часто отказываются это понимать и что-либо делать для изменения ситуации, – констатирует замруководителя Координационного совета.

Собственникам многократно объяснялись те шаги, которые необходимо совершить, чтобы снизить ОДН в доме «до нуля». Это и одновременная (в один день) подача показаний приборов учета, и проверка состояния всех индивидуальных счетчиков и так далее.

– Как ни странно, но большинство самых активных «жалобщиков» – сами по себе зачастую очень инертные люди. Позиция такая: мол, вы для нас сделайте так, чтобы мы не платили, а сами мы не хотим, не умеем, не знаем и т.п. Причем, чтобы многократно жаловаться – времени и сил хватает, а чтобы сделать несколько шагов для исправления ситуации – ну, ни в какую! – сетует наш собеседник

Монополисты против собственников

Дело с ОДН осложняется и позицией самих энергетиков. К примеру, сейчас, уже после решения суда, собственники начали сообщать о том, что «Ульяновскэнерго» отказывается производить перерасчет, мотивируя это тем, что в суд обращались лишь некоторые УК, а не все.

– Речь идет о решении суда, касающемся неопределенного круга лиц, поэтому такое поведение энергетиков мне непонятно. Я, кстати, общался с руководством «Ульяновскэнерго» по данному поводу. Они подсчитали, что общая сумма перерасчета по ОДН – около 90 миллионов рублей. При этом они высказали такую позицию: мы эти деньги затем все равно «взвалим» на управляющие компании, так как они исполнители по ОДН. Позиция очень любопытная: значит, когда это было выгодно, можно было в одностороннем порядке расторгнуть договоры и перейти на прямое абонирование. Ситуация изменилась – и виноваты оказались уже УК, то есть фактически опять собственники, на средства которых управляющие компании и существуют.

Должники непобедимы по закону

– По неплательщикам ситуация пока патовая. В настоящий момент выиграть суд по должникам за ЖКУ – проще простого. Тем более сейчас законодательство изменилось: если раньше подобные вопросы рассматривали мировые судьи, то теперь можно подать целым списком фамилии должников и через судебный приказ быстро добиться положительного решения. Загвоздка в другом: судебные приставы доводят до результата всего пять, максимум девять процентов исполнительных листов, – констатирует Александр ПОТАПОВ.

По закону на человека полагается одна кровать, один телевизор, один холодильник и т.п.

– Условно говоря, если все это – в одном «экземпляре», то приставы ничего не могут описать и продать с молотка. В итоге получается так: я не плачу 10 лет, и со мной сделать ничего не могут, так я еще и соседей с друзьями сагитирую вести себя так же!

Александр ПОТАПОВ на разных встречах (в том числе – в областном Заксобрании) неоднократно приводил в пример западные модели.

– В той же Швеции, где ТСЖ возникли намного раньше, чем в России, поступают так: если человек не платит за ЖКУ более трех месяцев, созывается собрание собственников, приглашается должник, и ему предлагается в течение нескольких дней погасить долг. Если этого не происходит, собственники принимают решение о выселении: обращаются в местную префектуру, где быстро выносится соответствующее решение, и квартира продается с молотка. Вещи должника вывозятся на специальный склад. Затем ему предлагается купить более дешевое жилье за минусом задолженности. Все четко и жестко. На мой взгляд, и у нас необходимо ужесточать законодательство по такой же модели, – считает наш собеседник.

Кстати, не так давно в Ульяновске выселили должников из муниципальной квартиры, что широко освещалось в местных СМИ. Как уверяет зампред Координационного совета, после этого жильцы муниципальных квартир (а именно в них проживают большинство должников) «зашевелились». Но затем – снова все вернулось на круги своя…

«Умные дома» – для нас фантастика

– Не раз предлагал на различных площадках нашим застройщикам внести в свои типовые проекты ряд изменений. Например, вывести все индивидуальные приборы учета (включая счетчики ХВС и ГВС) за пределы квартиры на общую площадку, как это делается в МКД на Западе. Плюс к этому надо устанавливать такие приборы учета, которые позволят УК и ресурсникам собирать все сведения дистанционно. Это исключит вмешательство в работу приборов, повысит контроль и точность снимаемой информации и снизит ОДН, – говорит Александр ПОТАПОВ.

В качестве примера зампред совета вновь приводит западные практики. В ряде стран Европы прямо в квартирах установлены приборы, позволяющие осуществлять предварительный заказ основных ресурсов.

– Допустим, в среднем мы в месяц расходуем три куба горячей воды – мы заказываем этот объем, тут же оплачиваем с помощью пластиковой карточки. Именно такой объем воды нам и поступает, а затем ресурс автоматически перекрывается. В итоге – любая задолженность исключена. Кстати, думается, что такой способ предварительной оплаты можно производить и через Интернет. Вот это, на мой взгляд, и есть отличные примеры «умных домов», которые удобны для жителей и решают проблемы с неплатежами.
Общедомовая собственность без защиты

В газете «Управдом73» мы неоднократно возвращались к теме, которая волнует многих жильцов МКД, – бесконтрольная деятельность компаний-провайдеров. К примеру, в прошлом номере мы рассказывали о доме №17 по улице Гагарина, где подъезды буквально изуродованы сетью проводов и «железных ящиков».

– К нам также неоднократно по данному поводу обращались жители. Мы, кстати, уже не раз просили застройщиков при строительстве новых домов заранее планировать оформление и подводки для коммуникаций. Что касается старых домов, то вот совсем свежий пример. Собственники почти сотни многоквартирных домов Нового города недавно буквально «восстали» против засилья провайдеров: последние отказываются платить за аренду общедомовой территории под свое оборудование, – рассказывает запред Координационного совета.

Любопытно, что камнем преткновения в Новом городе послужил размер оплаты: собственники хотят 250 рублей с каждого оператора, а провайдерам и 50 рублей кажется много. При этом никаких нормативов или регламентов тут не существует, цена определяется исключительно в процессе переговоров сторон. То есть надо договариваться, заставить никто никого не сможет.

– Вообще, провайдеры идут навстречу, но только в том случае, если их по-хозяйски и реально контролировать. Не управляющая компания должна решать, какую компанию пустить в подъезд и за какую арендную плату, а сами собственники. Что касается борьбы с засильем интернет-проводов в подъездах, то приведу в пример свой 32-й дом по улице Промышленной. Допустим, если какой-либо провайдер заходит к нам на конкретный этаж и там еще не проложен кабель-канал, то ему ставится четкое условие: свои провода он кладет в такой кабель-канал, чтобы в него смогли «вместиться» и провода других компаний. В ином случае договор просто не заключается. В итоге до каждой квартиры все оформляется аккуратно и без лишних «труб» и висящих проводов, – поясняет наш собеседник.

Мы озвучили лишь некоторые наиболее волнующие жителей Ульяновска вопросы ЖКХ, но в беседе с Александром ПОТАПОВЫМ были затронуты и другие темы, о чем мы постараемся рассказать в следующих номерах.

Беседовал Сергей Соболев