Наш читатель, о котором «СК» рассказал в материале «Игры миллионов» (номер за 24 августа), подал заявление о своем банкротстве и теперь ждет, что с ним сделает суд.

Напомню ту историю. Сергей, так зовут героя нашей публикации, получил в один из дней смс-сообщение, что он оказался везунчиком и выиграл бесплатные курсы обучения игре на валютной бирже. При личной встрече в офисе фирмы (филиал какой-то челябинской компании) ему на пальцах объяснили, что выигрывать на бирже может любой, нужно только освоить несколько элементарных вещей, которым они его и научат. Курсы в итоге обошлись Сергею в 50 тысяч рублей. И это были цветочки. На собственно игру денег у него уже не осталось, но сотрудник фирмы сказал, что можно взять кредит в банке и что он поможет.

В банк пошли вместе с этим сотрудником. Встретили их, что называется, с распростертыми руками, и Сергей без проблем получил заем в 400 тысяч рублей. Как сказал «СК» специалист по интернет-трейдингу (игре на валютной бирже), такие фирмы существуют не столько для тех 50 тысяч, которые они берут за «обучение», сколько в первую очередь для разводки именно на взятие клиентом кредита. Делается это, скорее всего, в сговоре с банками, почему у Сергея, вероятно, и не спросили даже справки с места работы и вообще никаких доказательств его платежеспособности. И не исключено, что банки платят вербовщикам за каждого привлеченного клиента откаты.

400 тысяч Сергей быстро проиграл, но «учителя», видимо, умело разожгли в нем азарт, и он взял еще один кредит в 400 тысяч и потом еще один – в 300 тысяч. И все это с той же легкостью, что и первый. Человек с зарплатой в 15 тысяч рублей получил заем в общей сложности в 1,1 млн рублей, не встречая в банке при этом никаких препятствий – не удивительно ли? «Ученик» проигрывает все взятые в кредит деньги, после чего банки-кредиторы начинают его трамбовать, склоняя в конце концов к подаче заявления о банкротстве. Процедура эта, правда, не так проста, как может показаться. Банкротом со списанием долга признают далеко не сразу – сначала выжмут из должника все, что можно, оставив его голым. То есть объявлению банкротом предшествует описание ликвидного имущества должника и его продажа. Под угрозой у Сергея комната в коммунальной квартире и еще разная мелочь.

Неизвестно, однако, как к этому делу подойдет суд – я бы на месте судей освободил должника от всех обязательств или бы, как минимум, кардинально уменьшил размер его ответственности перед банками. Статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «1. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению». В данном случае имели, на мой взгляд, умышленные действия банков по наращиванию заведомо не исполнимой задолженности заемщика, даже если допустить, что в этих действиях не было криминальной составляющей.

Но эта составляющая, скорее всего, была, ведь повторю, что кредиты на миллион с лишним выдавались по современным меркам нищему человеку, имеющему на семью в качестве жилья комнату в коммуналке и еще дачный участок то ли в четыре, то ли в шесть соток, но не имеющему ни машины, ни чего-либо другого из средств передвижения. Вернуть долг, о чем в банках прекрасно знали, такой должник не сможет даже теоретически, и действия банков носили, следовательно, какой-то злостный умысел. И сговор с фирмой по обучению интернет-трейдингу тоже, думаю, был.

Сейчас такие эсэмэски и звонки с сообщениями о «бесплатных выигрышах» курсов получают массы людей, в том числе в Ульяновске. Из-за финансового кризиса рынок разного рода мошеннических «услуг» сокращается, и ловкачи становятся изобретательнее, что и должны, наверное, учитывать, рассматривая дела попавших в их ловушки людей, суды. И Сергею, прежде чем подавать заявление о банкротстве, следовало бы, может быть, обратиться в Управление Роспотребнадзора и прокуратуру, где рассказать о методах, которыми он был введен в заблуждение, и о «помощи», которую «учителя» оказали ему в получении кредитов. Специалисты Управления, по крайней мере, проконсультировали бы его на предмет дальнейших действий, с тем, чтобы он не усугубил еще больше свое положение и положение своей семьи, а прокуратура проверила бы действия как «учителей», так и кредитных организаций. Ну, а мы не перестаем повторять: не поддавайтесь ни на какие приманки – на свете не родился еще тот добряк, целью которого было бы обогатить лично вас и осчастливить. Проходимцев же с противоположной целью – пруд пруди.

Юрий Кашинский