Иван Сивопляс
Вот уже 75 лет, как главная улица Ульяновска носит имя Гончарова. С революционного 1917-го и до последнего довоенного 1940-го она называлась улицей Карла Маркса, с 1912-го по 1918-й была улицей Гончаровской, а до этого Большой Саратовской или просто Большой улицей.
DZз_18

В роковом 1941 году имя Ивана Александровича Гончарова вернулось на городскую карту по причине печального юбилея – 50-летия со дня смерти замечательного писателя, симбирского уроженца (1812 – 1891). Вернулось удачно и символично – ведь для тихого, провинциального, забитого райцентра, каким оказался Ульяновск к концу 1930-х годов, грозные и драматические события Великой Отечественной войны стали мощным катализатором развития. И фигура И.А. Гончарова как-то очень органично вплелась в этот динамический контекст. И так случалось не раз…

«Здесь я окончательно постиг поэзию лени.», – писал о Симбирске середины XIX столетия Иван Александрович Гончаров. В этом поэтическом потоке стремительно тускнела былая слава «города-дворянина на Волге», как вплоть до начала XX века велеречиво именовали Симбирск. Вот одно из характерных впечатлений путешественника: «Словно попал в старый дом, ставни которого давно не отворялись, и все, начиная со стен приобрело специфический затхлый запах сырости. Даже далекий вид с городского бульвара и Венца на безбрежные дали . не имеет ни разнообразия, ни веселья других волжских видов, и радуешься, когда приходит время отъезда, и кажется, что был в дому, где нет хозяина».

Но к концу XIX столетия время все активнее выдвигало на общественную авансцену новых хозяев жизни, деятелей и дельцов – купечество. На смену Илье Ильичу Обломову шагал Андрей Иванович Штольц. Новые условия и новое сословие требовали новой идеологии, новых образцов и кумиров. Сын симбирского купца, писатель Иван Александрович Гончаров оказался этим временем востребован.
В 1898 году Симбирск впервые готовился справить свой день рождения, 250-летний юбилей со дня основания. Но основной фон для исторического праздника составлял день сегодняшний – Симбирск готовился к открытию железнодорожного сообщения. Сбывались четвертьвековые ожидания, и симбиряне искренне чаяли будущего процветания города:

Чует житель, что время застоя прошло:

Есть у нас уж дорога железная!.. – выражал эту мысль стихами литератор и краевед Петр Александров.

По заказу городского самоуправления член Губернской ученой архивной комиссии Михаил Федорович Суперанский (1864 – 1930) опубликовал исторический очерк «Симбирск и его прошлое», приуроченный к 250-летнему юбилею основания города. М.Ф. Суперанский, прослуживший в Симбирске с 1892-го по 1916 год, считается одним из первых биографов Ивана Александровича Гончарова.

«Он был сын купца, но получил такое же образование, какое получали в то время богатые дворяне, и принадлежал к дворянскому обществу».

«С шестидесятых годов текущего (XIX) столетия в жизни нашего отечества произошли большие перемены, – писал М.Ф. Суперанский далее. – До тех пор в общественных делах главное значение принадлежало дворянству, реформы же призвали к общественной жизни и другие сословия. Это отразилось и на характере нашей городской жизни». Новый порядок, «призвавший самих жителей к заведованию городским хозяйством», давал отрадные результаты – увеличение доходности, развитие народного образования, системы призрения неимущих и благотворительности.

В начале 1899 года торжественно открылась станция «Симбирск». Далекая юго-западная окраина города, на которой находилась она, мыслилась градским мужам будущим сердцем Симбирска, его воротами и деловым центром. Эту перспективу закреплял Высочайше утвержденный в 1900 году генеральный план губернского города Симбирска. Новшеством плана стала разбивка города на 17 районов, участков, объединявших группы городских кварталов.

Почетный первый номер получил пристанционный район, тогда как традиционный центр города довольствовался номером II. На плане 1900 года, от пристанционной площади расходились улицы: Карамзинская, Пушкинская, Гончаровская. У них были названия, но пока еще не было домов. Казалось, что в бурно развивающемся Симбирске отбоя от застройщиков не будет. Однако Симбирск развивался, но не так стремительно, как того хотелось бы его торгово-промышленному классу. Стало ясно, что для превращения города в важный центр перевозки грузов нужен мост через Волгу.

В сентябре 1910 года председатель Симбирского купеческого общества, бывший городской голова Михаил Андреевич Волков обратился к посетившему Симбирск Председателю Совета министров Петру Аркадьевичу Столыпину с ходатайством о скорейшем проведении железной дороги через Волгу в Симбирске. П.А. Столыпин обещал поспособствовать «этому желанию симбирян». Разработка проекта, ожидание начала работ замечательно совпали с намечавшимся на 1912 год 100-летием со дня рождения Ивана Александровича Гончарова.

Симбирск с искренним подъемом готовился достойно справить этот юбилей. Одним из юбилейных мероприятий стало переименование в июне 1912 года Симбирской городской Думой центральной городской магистрали, улицы Большой Саратовской, в улицу Гончаровскую.

У идеи этого названия, пережившего войны и политические режимы, был конкретный автор. Инициатором и изобретателем выступил симбирский потомственный почетный гражданин, гласный городской Думы, Николай Петрович Пастухов, 1874 года рождения.

Личность Николая Петровича была в то время широко известна не только в Симбирске, но и его окрестностях. Считается, что именно с него списал ряд выразительных портретов прежних «новых русских», буржуазных выскочек, метивших в высший свет, писатель граф Алексей Николаевич Толстой. И то! По городу Симбирску гулял анекдот, что, будучи в Париже, господин Пастухов, сын первогильдейного купца-мануфактурщика, заказал печатку на французском, на аристократический манер: «Николя-Пьер де Пержу». Печатка сохранилась до нашего времени, только фамилия звучит как «Бержу», от французского слова «пастух»!

Что было, то было. Но в то же время неполные четыре класса гимназии не мешали Николаю Пастухову неплохо владеть пером и семью иностранными языками, водить знакомство с Горьким и Шаляпиным, много путешествовать по Европе, состоять членом итальянского культурного общества «Данте Алигьери».

Делом своих предков, то есть торговлей, Николай Петрович никогда не занимался, целиком посвятив себя общественной работе. Кажется, что на этой благородной ниве Н.П. Пастухову не было равных во всей Симбирской губернии. Он занимал почти три десятка ответственных должностей: сверхштатный чиновник особых поручений при симбирском губернаторе, председатель правления и начальник команды Добровольного пожарного общества, председатель Симбирских отделений Общества покровительства животных и спасения на водах, почетный блюститель множества учебных заведений, председатель правления областного естественно-исторического музея, член Губернской ученой архивной комиссии.

В начале 1912 года Николай Пастухов внес вопрос о переименовании улицы Большой Саратовской в Гончаровскую на заседание Симбирского купеческого общества, членом правления которого он также состоял. Николай Петрович наверняка должен был ощущать особое родство душ с великим писателем. И то, ведь оба купеческие сыновья, оба родились и выросли в собственных домах на одной улице, и даже на одной ее стороне – правда, гончаровские окна смотрели на Вознесенский собор, а пастуховские – на Гостиный двор.

Вопрос с переименованием был решен с редким для городской Думы тех лет единодушием и энтузиазмом. Впрочем, увлеченные думцы едва не допустили досадную накладку. Именно, ведь на городском плане уже существовала, точнее говоря, значилась Гончаровская улица! Представьте, какая могла выйти путаница в умах и в географии! Но и этот вопрос решили стремительно и по-своему изящно. В тот самый день, когда Большая Саратовская улица стала улицей Гончаровской, бывшая Гончаровская улица решением господ гласных стала именоваться Малой Саратовской!..

В подобном раскладе тоже видится особый смысл. На заре XX столетия, когда нарекалась Гончаровской пристанционная улица, взволнованный слог купеческого сына Николая Петровича заставил остаться на государственной службе любимого горожанами губернатора Владимира Николаевича Акинфова. С деятельностью В.Н. Акинфова симбиряне по справедливости связывали успех «железнодорожного проекта». К нему обращались они в адресе, сочиненном Н.П. Пастуховым и подписанным всеми гласными городской Думы:

«Мы знаем, Ваше Превосходительство, что прослужа 40 лет Отечеству как лучший патриот, Вы имеете все права почить от трудных дел своих и, сохранив остаток сил и здоровья, воспользоваться желанным отдыхом; но в то же время мы убедились, что оставляя нас, Вы унесете наши надежды, наши стремления и искренние желания дать 40-тысячному населению Симбирска те блага, о которых оно давно просит, и на которые оно имеет человеческое право».

После революции гражданин Пастухов посвятил свои таланты службе советской власти. Приравняв, как тот Маяковский, к штыку перо, он агитировал за советскую власть, состоял корреспондентом РОСТА, а в 1920-е годы редактировал в Самаре краевую газету «Волжская коммуна».

Так, ибо властители приходят и уходят, а талант – его никуда не денешь!..