Не успели люди отойти от вала смс-сообщений от спамеров, которые предлагали то в бане помыться, то на такси прокатиться, как в Ульяновске появился новый вид назойливой рекламы, на которую никто не подписывался. Некая «Городская служба пластиковых окон» обзванивает всех подряд, не стесняясь того, что свои номера и личные данные ей вообще-то никто не давал. Главный вопрос – кто так легко раздает персональные данные своих клиентов сомнительным фирмам?

На том конце провода – приятный женский голос:

– Здравствуйте, Сергей! Это вас беспокоит «Городская служба пластиковых окон», мы проводим акцию по бесплатной профилактике и диагностике пластиковых окон. У вас ведь в квартире они установлены?

Сразу возник вопрос: почему вдруг «Городская служба пластиковых окон» знает, как меня зовут, где я живу (как позже выяснилось, в их «базе данных» оказался старый адрес проживания – но не прописки!) и знает мой телефон?

– А откуда у вас мой номер телефона и мой адрес? – поинтересовался я, перебив девушку, которая уже рассказывала мне, что непродиагностированные пластиковые окна – это ужасно, если не опасно, а их-то специалисты придут и «совершенно бесплатно» все окна посмотрят.

– Из базы данных нашей «Городской службы пластиковых окон»…

– Я с вашей организацией дел не имел.

– Но вы же устанавливали пластиковые окна?

– Я – никогда.

Девушка была загнана в тупик и ответила, что не знает, откуда мой номер телефона и мой адрес в «базе данных», впоследствии от этого вопроса еще несколько раз уклонилась. А позже, узнав, что звонит мне как человеку, проживающему в Засвияжье, хотя адрес давно сменился, сообщила, что организация, «к сожалению», работает только по одному району. Видно, для нее самой стало новостью, что вообще-то кто-то нарушил закон о персональных данных

За последнее время многие получили точно таки же звонки – людям рассказали про мифическую «городскую программу» диагностики пластиковых окон. Причем точно так же – тем, кто никогда не имел дела с такими компаниями. Некоторым звонки приходили на домашние телефоны. Кроме того, объявления с предложениями поучаствовать в «городской программе по диагностике пластиковых окон» развесили на подъездах, а в некоторых домах стали ходить и эти самые специалисты-диагносты.

– Я девушке, позвонившей мне, объяснила, что не оставляла своих данных никаким фирмам по продаже пластиковых окон, – рассказала Светлана, жительница Ульяновска. – А обратились ко мне по имени-отчеству.

Я же стал вспоминать, кому предоставлял свои данные, где бы указывал фактическое место проживания и телефон одновременно. Однажды пришлось оставлять такую информацию в полиции – но на нее думать мы не будем. Еще одно место, где точно знали эту информацию – один из сотовых операторов, который проводил интернет в нашу старую квартиру. Там был и фактический адрес проживания, и телефон, и имя, фамилия и отчество. Больше никто подобной информации знать не мог. Светлана, к слову, тоже предположила, что ее данные передал мобильный оператор. Впрочем, утверждать этого нельзя. Однако очень бы хотелось, чтобы такое наплевательское отношение к распространению личных данных пресекли. Все-таки адрес, фамилия и имя, номер телефона (и бог знает, что еще там в этих базах данных) – это не та вещь, которой можно торговать направо и налево. В конце концов, не все мошенники безобидны – некоторые обзванивают людей просто для того, чтобы узнать – пустует квартира сейчас или нет? Бывало, так и обворовывали…

«Городская программа диагностики пластиковых окон» работает по одной и той же схеме в разных городах уже давно. Схема тоже не нова: после звонка действительно приходит человек, который проверяет пластиковые окна, а уж затем рассказывает – вот, у вас тут поизносились уплотнители, створку бы поменять, да и стекло уже старенькое. Это, разумеется, стоит денег. Видимо, рынок пластиковых окон в городе переполнен – приходится вертеться.

Но вертеться так – незаконно. По крайней мере для тех, кто торгует адресами и телефонами. Да только вот вряд ли это кого-нибудь остановит. Кодекс об административных правонарушениях гласит, что за нарушение закона о персональных данных физическое, должностное лицо или компанию можно оштрафовать на 10 тысяч рублей. Есть подозрение, что продажа контактов потенциальных клиентов приносит куда больше денег.

Сергей Гурьянов