Анна Школьная
«Шоу Гофмана» разыграют в этом сезоне на малой сцене драмтеатра. Актер Александр Лебедев, являющийся режиссером спектакля, пригласил для создания сценографии постановки молодого ульяновского художника Павла Клементьева. А в минувшие выходные в креативном пространстве «Квартал» открылась персональная выставка Клементьева «Гой еси». Адрес выставочного зала – улица Ленина, 78.
Выставку Павел собрал из ярких, завораживающих картин, на которые ушло два года. На всех них изображены девушки – с пышными длинными косами, в сарафанах из ярких лоскутков, с цветами, листьями. Можно позавидовать вкусу и художественному чутью художника – яркость, нарядность, декоративность и даже изысканность стиля, присущая народному творчеству, сочетаются у него с лаконичностью и простотой. Если бы не размер картин, можно было бы принять их за открытки – впрочем, к вернисажу Павел распечатал комплекты открыток, перенеся на них своих девушек.
– Я думаю, что у России душа девушки, – рассказывает он. – Я всегда пытался изобразить красоту России. И переход к этим сюжетам, к образам русских девушек у меня начался два года назад. На меня повлиял жанр граффити, хотя мне очень сложно объяснить эту связь. Я не стремлюсь подражать мастерам прошлого и изображаю сюжеты такими, какими вижу их сам. Я рисовал, читая о славянской мифологии. Древние славяне олицетворяли и одушевляли образы. На картинах можно узнать русалку-берегиню, покровительницу брака, изобилия, материнства Ладу, богиню смерти Марену… Представляю, как красные девки красовались в своих разноцветных рубашках. Думаю, что я не просто создаю красивые рисунки, а пытаюсь передать красоту России, возродить старинные славянские образы средствами современной культуры.
Можно предположить, что в театре мы увидим нечто похожее. Но Клементьев не так прост. При его молодости он уже прошел интересный путь и показал, что способен и на изменчивость, и на достижение определенного уровня в своих поисках. Точкой отсчета своей творческой жизни он считает учебу в УлГУ: в университете он недолго учился по специальности «дизайн костюма», затем перешел на графический дизайн. Там он начал с натюрмортов, и уже первые работы занимали призовые места. Например, на всероссийском конкурсе «Архиперспектива» в Екатеринбурге. Несколько лет назад молодой автор неожиданно для себя стал участником всероссийской выставки «Большая Волга» в Москве – попасть на нее почетно и для взрослого, сложившегося художника.
– В университете у меня был очень интенсивный период, я старался работать очень быстро и легко, наверное, в чем-то подражал импрессионистам, – рассказывает Павел. – Творчество не может стоять на месте, поэтому я стал наполнять натюрморты смыслами, движением, запахами. Например, «Натюрморт с сиренью» для меня пахнет сиренью и холодной водой. В «Ветре», надеюсь, видна динамика. В «Старом натюрморте» я показал, как старые вещи, забытые на полке и покрытые пылью, зажили своей жизнью и начали общаться.
Было время, Клементьев писал небольшие сюжетные работы с животными. Одного из его котов можно увидеть в кафе «Кошкина пижама» над «Кварталом». Его обезьяны (одну из них преподаватель университета предлагал назвать портретом современника) часто появляются на ульяновских городских выставках в Галерее Союза художников или в выставочном зале «На Покровской».
Павел еще и иллюстратор. Он проиллюстрировал четыре книги ульяновского филолога Александра Фефилова – их можно увидеть в библиотеке УлГУ, к книге стихов ульяновского поэта Александра Дашко, писателя Татьяны Филатовой. Недавно Павел создал собственную версию графики к знаменитой «Алисе в Стране чудес» – эти иллюстрации участвуют в конкурсе издательства «Росмэн», призом которого будет публикация книги с иллюстрациями победителя. Готова к публикации книга стихов директора Художественного музея Сергея Жданова с иллюстрациями Клементьева.
– «Ура, детвора!» – это коротенькие стишки про детей и для детей, – поясняет Павел. – Стихи о кавардаке, который они создают, и о том, как вещи превращаются в то, во что дети пожелают.
– Я только один из учителей Паши, а он был одним из лучших учеников на курсе, – рассказывает художник Борис Склярук. – Вместе с ним учились девочки, которые рисовать не хотели совсем, хотя я повторял, что они должны уметь выражать свои мысли языком – не литературным, а языком рисунка, живописи. Паша отличался тем, что он все это внимательно слушал. И был очень въедливым, всегда хотел добиться большего, чем уже добился в работе. Я рад видеть, что сейчас он приобрел свое лицо, что его язык зиждется на тех истоках, о которых мы не должны забывать. Он настолько изобретательный, что уже сейчас можно сказать, что Паша не похож на других художников и что он – творец.