Министр внутренней политики области Ольга Никитенко и политтехнолог Лев Павлючков, дирижировавшие избирательной кампанией Сергея Морозова и «Единой России» в регионе, едва не завалили первую и практически завалили вторую.

В губернаторской избирательной кампании, где основным конкурентом Сергея Морозова был Алексей Куринный, в ход была пущена тактика спарринг-партнеров: среди кандидатов появились Олег Горячев, Олег Калмыков, некий Максим Сурайкин и прочие. Расчет делался на то, что все эти люди будут оттягивать голоса у Куринного, но получилось, кажется, наоборот – голоса забирались у Морозова. Куринного в области многие знают, и не всем он нравится. И те из них, кто не хотел голосовать ни за Морозова, ни за Куринного, оказались в затруднительном положении. Но тут появилась альтернатива в лице тех самых Горячева, Калмыкова и Сурайкина, за которых и была отдана часть голосов.

В результате ситуация балансировала на грани возможности второго тура, если бы у Морозова оказалось менее чем 50 процентов плюс один голос. Для действующего же должностного лица выиграть второй тур, как показывает и наша, и мировая практика, – задача практически неразрешимая, и неизвестно, каких усилий ульяновскому чиновничеству стоило добрать эти четыре с хвостиком процента, чтобы обеспечить победу Сергея Морозова в первом туре. При этом почти родной ему Димитровград отдал предпочтение Куринному.

Никаких усилий не хватило, однако, чтобы спасти избирательную кампанию единоросса Игоря Тихонова на выборах в Госдуму по одномандатному округу №187, где его поверг все тот же Алексей Куринный, который и стал депутатом. Тихонову не помогли ни массированный пиар в государственных и окологосударственных СМИ, электронных и печатных, тиражом в сотни тысяч экземпляров, ни миллион баннеров, ни совместные с Владиславом Третьяком и Сергеем Морозовым фотографии, ни «забота о детях и больных». В итоге он повторил судьбу Тамары Дмитриевой, побежденной Куринным на выборах в ЗСО в 2013 году, чем, подмочив репутацию «Единой России», осложнил, вероятно, жизнь Морозову.

Плохи дела и с результатом партийного списка «Единой России», набравшей в регионе, по данным Облизбиркома, порядка 49 процентов и не дотянувшей до средних по стране 54 процентов голосов, просевшей в Ульяновске до 48 процентов и проигравшей в Димитровграде КПРФ (29,99 процента против 32). То есть свой результат партия власти сделала только на подневольном селе. Как сделала – отдельный вопрос. И, в общем, если это и победа, то достаточно убогая, что и будет поставлено в первую очередь в «заслугу», видимо, именно Никитенко, отношение к которой и в Москве было, кстати, вполне пренебрежительным. До того, что она порой не могла попасть даже в штаб «Единой России» в Банном переулке. Не пускали. Словом, непрофессионализм и беспредельный апломб, на которых она вела кампанию и вообще ведет дела, – это совсем не то, о чем говорил президент Владимир Путин, рекомендовавший единороссам «больше работать с людьми». Игнорирование госпожой Никитенко этого тезиса и продемонстрировал итог ее предвыборной деятельности.

В отношении других партий, участвовавших в выборах в Госдуму, сказать практически нечего. Кроме, может быть, того, что областные лидеры отдельных из них интересы центральных партийных органов попросту предали, максимально скрыв от избирателей названия партий, которые представляли. А другие ограничились отмывом денег на печати собственных предвыборных агитационных материалов. Для тех и других выборы были только их личным бизнесом. Соответствующие получили и результаты, которые, даже при том прессинге, имевшем место со стороны власти и ее партии, могли бы при более честном и серьезном подходе к избирательной кампании быть лучше. А в целом, как было сказано по окончании выборов, страна проголосовала за стабильность, и она налицо: горячую воду в ряде районов Ульяновска вновь отключили, отопления – нет. Хотя в соответствии с температурой наружного воздуха отопительный сезон дней пять уже как должен был начаться.

Юрий Кашинский