Ульяновские семьи, в которых есть старшие или серьезно больные родственники, а также одинокие люди нередко страдают от мошенников. И все чаще их обманывают те, кто якобы хочет помочь. Мы попросили психолога рассказать о том, как вести себя ульяновцам, чтобы они и их близкие не попадались на такие уловки.

Улыбчивые, участливые и очень внимательные
Люди в возрасте, одинокие или имеющие серьезные заболевания – наиболее уязвимая категория для мошенников, подтверждает психолог центра социального обслуживания населения “Исток” Любовь Багаутдинова. Они очень доверчивы, причем чаще чужим люди старшего возраста готовы поверить быстрее, чем близким – своим детям и другим родственникам.

Этим мошенники, обладающие знаниями психологии, легко пользуются. Без преувеличения можно утверждать, что сейчас в России действует целая индустрия, задача которой – зарабатывать деньги на доверчивых людях. Ее работники выманивают последние средства с помощью дарящих надежду обещаний или суля выигрыш огромных денег в конкурсах и лотереях, или гарантируя долголетие после установки фильтров для воды, или выздоровления от застарелых болезней после приема биодобавок и использования специальных аппаратов, или еще что-то. Воображение у таких мошенников работает прекрасно. Также хорошо они умеют манипулировать теми, кто их доверчиво слушает. И теми, кто, отчаявшись улучшить свое материальное положение или свое здоровье, верят в чудо, которое им все же поможет.

Часто обманщики приходят в квартиры сами, обычно это молодые люди и люди среднего возраста, сияющие здоровьем, приветливые, очень коммуникабельные и участливые. К своим собеседникам они относятся очень внимательно, чем и завоевывают их доверие, рассказывает психолог.

Кто стучится в дверь ко мне?
Как же можно избежать обмана, если в дверь с улыбкой стучится незнакомец? Прежде всего, предостерегает Любовь Багаутдинова, нельзя открывать незнакомцам, даже если они представляются работниками каких-то служб. У сотрудников специализированных организаций – коммунальных, правоохранительных и социальных – всегда с собой должны быть удостоверения. А у хозяина должны быть под рукой телефоны служб, из которых действительно в квартиру могут прийти сотрудники – домоуправления, социальных центров и других. И стоит пришедшего перепроверить – позвонить в службу, в которой он якобы работает, и убедиться, что его действительно по такому адресу посылали. Если телефонов нет, надо позвонить и рассказать о пришедшем родственникам или социальному работнику, если речь идет об одиноко живущем человеке.

Никогда ни банковские работники, ни сотрудники Пенсионного фонда или социальных служб не приносят на дом документы для подписания, не меняют деньги на дому. Все официальные процедуры производятся на рабочих местах и по предварительному согласованию. И если пришедший предлагает что-то подписать или даже получить – скорее всего, он мошенник.

Если незваный гость говорит, что у него есть важная информация для хозяина квартиры и называет его по имени и фамилии, обладает еще какой-то информацией о жильцах, это не подтверждает, что он пришел по важному делу. Наоборот, стоит насторожиться. Ведь это персональная информация, обладать которой могут только официальные службы. Если ее озвучивает еще кто-то, он мог получить эти данные незаконно и вряд ли будет их использовать не для собственной выгоды.

Если все же дверь была открыта, не следует выпускать пришедшего из поля зрения, ни в коем случае нельзя разрешать входить, а хозяину нельзя самому отлучаться, например, чтобы принести незнакомцу воды. В этом случае мошенник может проникнуть в квартиру и вынести деньги или ценности.

Если пришедший сам ничего не просит, а расспрашивает хозяина и начинает предлагать помощь в решении его проблем, также надо насторожиться. Скорее всего, он попытается что-то продать. Главное правило в общении с таким доброжелателем – не отдавать ему деньги.

Если даже его предложение кажется полезным, нужно не забывать, что по поводу крупной покупки стоит посоветоваться с родственниками или соцработником. Если он убеждает, что только сейчас есть возможность купить предложенное дешевле – верить не стоит. Это одна из самых простых уловок, чтобы выманить деньги, даже не дав времени задуматься.

Чаще всего так пытаются продать какие-то якобы лекарственные добавки к пище, медицинские средства и аппараты для улучшения самочувствия. На их покупку тем более нельзя соглашаться сразу. “Зачастую пожилые люди приобретают эти препараты или аппараты за огромные деньги, а они потом не дают ожидаемого эффекта, – объясняет психолог. – Как это предотвратить? Если есть дети, нужно, конечно, с ними посоветоваться. И тому, кто принес аппарат, сказать, что сначала будете советоваться. И нужно помнить, что и у биодобавок, и у аппаратов есть как показания, так и противопоказания. Их применение назначает только врач после обследования. А тот, кто пришел, конечно, может сказать, что у него есть медицинское образование, но, во-первых, этого нельзя никак проверить, а, во-вторых, даже имея образование, он не сможет провести на дому необходимую для правильного лечения диагностику”.

Верят больше, чем своим
Впрочем, все чаще мошенники, торгующие специальными препаратами и аппаратами, проникают к своим жертвам не через порог, а с помощью рекламы на телевидении, радио и в газетах. “Люди старшего возраста склонны доверять рекламе. Даже больше, чем своим младшим родственникам, ссылаясь на недостаточность их опыта. Рекламу крутят часто, в конце концов срабатывает эффект принятия и человек начинает думать, что ему стоит купить такой аппарат, – Любовь Багаутдинова рассказывает, почему правильно поданная в СМИ информация может помочь мошенникам. – Тогда люди звонят продавцам, чтобы понять, нужен ли им этот прибор. Однако, делая звонок, они должны знать, что на том конце провода находится специалист с вряд ли медицинским образованием, но точно с хорошими психологическими знаниями. И ему легко внушаемым людям так подать информацию, чтобы убедить их сделать покупку. Но ведь по телефону нельзя узнать особенности организма звонящего, поставить ему диагноз и точно определить, нужен ли ему этот аппарат или он может даже навредить”.

Если родственники узнали, что член их семьи хочет потратить немалую сумму на подобную покупку или уже потратил их, стоит попытаться его переубедить. Но часто рассказы о том, что продавцы – мошенники, не дают эффекта. В рекламу и слова самих мошенников потенциальный покупатель верит чаще. Тогда, подсказывает психолог, родственникам стоит использовать примеры из жизни. Например, рассказать о знакомых, отдавших мошенникам деньги и не получивших выздоровления. Еще убедительнее будут видеосюжеты о подобных обманах, которых сейчас немало в интернете. Чужие примеры очень убедительны.

Также не стоит забывать о необходимости согласовывать использование такой продукции с врачом. Ведь купленные в слепую биодобавки или аппараты могут нанести вред больному человеку.

В некоторых случаях больным людям сомнительная продукция приносит облегчение, отмечает Любовь Багаутдинова. Действует эффект плацебо. Если ее покупка не наносит значительного урона материальному положению человека и если ее использование одобрено лечащим врачом, можно с ней согласиться.

Доверие – главная профилактика
Если родственники замечают, что член семьи не просто разово совершает покупку у мошенников, но и пытается их повторять, в первую очередь, по словам психолога, стоит не отговаривать его, а задуматься об отношениях внутри семьи и попытаться их изменить. Скорее всего, человеку, поверившему мошенникам, не хватает внимания со стороны близких. Возможно, у него также имеется дефицит общения с медицинскими работниками.

К сожалению, такие ситуации – не редкость. Если речь идет о живущем отдельно родственнике, которого младшие члены семьи не могут часто навещать, стоит наладить контакт и с его соседями, оставить им свои телефоны. Попросить звонить, если в квартиру будут приходить незнакомые люди.

Если есть возможность видеться чаще, если член семьи, оказавшийся в опасном положении, живет с другими родственниками, нельзя ее упускать. Со старшими родственниками нужно заметно больше общаться, попытаться установить доверительный контакт, в котором слова близких будут восприниматься как полезная информация, а не отвергаться с ходу. Стоит самим прислушиваться к словам старших и даже просить их о советах, апеллируя к большему жизненному опыту. Когда человек поймет, что его состояние и его мнение важны для семьи, он и сам начнет больше доверять родственникам. Если же у человека не будет возможности рассказать о наболевшим своим близким, он будет искать поддержки у посторонних людей. А желающих воспользоваться этим с выгодой для себя вокруг немало.

Лидия Пехтерева