Появившиеся в СМИ публикации, представляющие результаты прошедших выборов как свидетельство массовой поддержки действующей власти, нельзя воспринимать иначе как обычные манипуляции. На деле всё намного сложнее и одновременно интереснее. Безусловно, более глубокие и обстоятельные выводы по итогам выборной кампании ещё впереди, однако некоторые оценки можно сделать уже сегодня.
Результаты выборов наглядно и убедительно продемонстрировали устойчивую тенденцию к снижению поддержки партии «Единая Россия» в регионе. Если на выборах в Госдуму в 2007 году за «Единую Россию» в Ульяновской области проголосовало 455 тысяч избирателей, на выборах в Госдуму в 2011 году – около 300 тысяч избирателей, то на нынешних выборах – всего 250 тысяч избирателей, причем значительная часть из которых – сельские жители. Относительно высокий процент поданных за партию голосов – 48,46 процента, объясняется резко снизившейся явкой избирателей. Если в 2011 году явка на выборах составила 60,4 процента, то на нынешних выборах она просела до 50,5 процента по области, и до 41,5 процента – по городу Ульяновску, что тоже весьма красноречиво свидетельствует о протестном настрое избирателей.
Однако главный вывод из итогов этой избирательной кампании состоит в том, что они продемонстрировали формирование в регионе новой политической реальности, которая отныне во многом будет определяться двумя важными факторами.
С одной стороны – появлением у губернатора Морозова первого за многие годы действительно серьезного политического оппонента, который в условиях тотальной информационной блокады и жесткого административного пресса сумел добиться весьма впечатляющего успеха. Предположения о том, что, пройдя в парламент, Алексей Куринный быстро обрастет «депутатским жирком» и потеряет интерес к региональной политике, думается, безосновательны. Вряд ли молодого и амбициозного лидера местных коммунистов, с первой же попытки добившегося внушительной поддержки избирателей, прельстит роль думского статиста. Не исключено, что он постарается по полной программе использовать свой новый федеральный статус для закрепления и развития ранее достигнутого успеха.
С другой стороны – это фактор роста протестных настроений. Впечатляющий пример протестного голосования в Димитровграде и Новоульяновске может оказаться весьма заразительным.
В этой ситуации власть уже не сможет действовать так, как она это делала раньше, поскольку совершенно очевидно, что любое дальнейшее усиление административного и информационного давления будет порождать все более возрастающее сопротивление среды.
Сложившаяся ситуация не могла бы так беспокоить региональные власти, если бы не приближающиеся президентские выборы. Как известно, на предыдущих выборах в 2012 году Ульяновская область показала один из самых худших в Приволжском федеральном округе результатов голосования за президента Путина. Снова допустить подобное власти не могут. Как изменить ситуацию, не знают. Однако решение подсказывает сама жизнь. Нужно просто вернуть людям веру в собственную значимость и возможность влиять на ход текущих событий.
Николай Васин, политолог