Как сказал один мудрец: “Если бы профессии имели головы, они бы склонились перед профессией учителя”. Каждый из нас помнит свою родную школу, своих учителей. А о чем вспоминает учитель, за плечами которого не один десяток лет работы в школе? Тысячи звонков на урок, сотни детских судеб, за которых в ответе не только в школьных стенах, но и всю жизнь…
Все понимают важность профессии педагога, но далеко не каждый сможет посвятить ей свою жизнь, как это сделал Пётр Головин, единственный в Ульяновской области народный учитель СССР. За его плечами полувековой стаж работы. Свой первый урок он провёл ещё в 60-е годы. В 1978-ом получил первую награду. Сейчас Пётр Петрович преподает физику в Ишеевском многопрофильном лицее.

Пётр Головин. Родился в 1947 году в Иркутской области, детство провел в Дрожжановском районе Татарстана. С 1967 г. работает учителем. Женат, четверо детей, восемь внуков. Младший сын ходит в 3 класс и мечтает стать учителем.

– Пётр Петрович, стать учителем было вашей мечтой?

– Если скажу, что я с детства хотел стать учителем, это было бы неправдой. Да, у меня была предрасположенность к преподаванию. В старших классах я с удовольствием занимался с младшими школьниками, и тогда мой учитель предложил мне поступить в педагогический институт, что я и сделал.

– Почему именно физика?

– Я не думал, что буду поступать на физмат. После окончания средней школы я приехал в Ульяновск поступать с заявлением на филологический факультет. Я любил много читать и до сих пор с легкостью могу пересказать многие произведения Есенина, Маяковского. Но в приёмной комиссии меня переориентировали на физику и математику. Там были проблемы с набором. Я согласился и по сей день не жалею об этом.

– Что значит для вас быть учителем? Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным учителем?

– Быть учителем – большая ответственность. В нашем быстро меняющемся мире человеку, особенно молодому, порой сложно найти опору. Учитель призван открывать детям вечные нравственные ценности, чтобы ребёнок мог рассматривать себя в их свете. Не знаю, каким бы я стал учителем физики, быть может, вообще в школе не работал, если бы мне не повезло с послеинститутским распределением. Считаю удачей судьбы, что я оказался в Новочеремшанской средней школе, где ведущим учителем физики был знаменитый Юрий Шаститко. Я с ним работал только год до призыва в армию, но столько смог взять для себя того, что предопределило направление моей учительской деятельности.

– Среди ваших почётных званий – “Народный учитель СССР”, “Заслуженный учитель школы РСФСР”. Как вы достигли таких наград?

– Первую награду я получил в 1978 году – значок “Отличник народного просвещения”. И пошло-поехало, за ней второй значок, потом орден и звания.

Почётное звание “Народный учитель СССР” присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР учителям, которые внесли выдающийся вклад в развитие отечественного образования, ученики которых добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах. Педагогам вручалась грамота Президиума Верховного Совета и нагрудный знак. После распада СССР звание заменено на “Народный учитель РФ”. Оно присуждается один раз в год в преддверии Дня учителя (5 октября). Единственный обладатель этого звания в Ульяновской области – учитель истории Юрий Латышев, заместитель директора школы №44 имени В. Н. Деева г. Ульяновска.

– Среди ваших званий есть и “Соросовский учитель”. Отношение к Джорджу Соросу и его фонду нынче не однозначное. Как вы получили это звание?

– В начале девяностых Джордж Сорос был везде. Что присвоили звание, я узнал только когда пришел в школу. Я не подавал заявку на участие в конкурсе, всё произошло без моего участия. Тогда в учебных заведениях среди учеников был проведён опрос, какие преподаватели пользуются у них популярностью. Так я стал победителем и получил премию

– На что вы потратили премию?

– Как сейчас помню, я приобрёл свой первый автомобиль – четвёртую модель “Жигулей”.

– Вы являетесь родоначальником уникального объединения “Импульс”. Расскажите, для чего оно создавалось?

– С 1978 по 1990 год “Импульс” был просто кружком физико-технического творчества. Ребята хотели посещать кружок не только по расписанию. Тогда мы придумали условный сигнал. На крыше школы установили на кронштейне сигнальную лампу. Если горит, значит, руководитель находится в школе, и можно идти в кружок. Работа кипела и вечерами, и по выходным, и по праздникам, и в каникулы. Были слёты и выставки – в Ташкенте, Ярославле, Шушенском, где мы защищали честь области. Были наши экспозиции и на ВДНХ. Затем наша идея с ребятами переросла в государственное предприятие “Импульс”. Мы там организовали собственное производство запатентованных мною приборов для лабораторных работ, которые и сегодня используются учителями физики на уроках. Ребята проходили здесь практику, работали, им выдавали настоящую заработную плату. Однако в один прекрасный день к нам пришла комиссия, и мне настоятельно порекомендовали закрыть предприятие. Я так и поступил.

– Как вы пережили лихие 90-е?

– Как и все – нелегко. Тогда многие перестали преподавать. Выжить на зарплату учителя было непросто. В то время очень помог “Импульс”. Некоторые школьники смогли помочь родителям не умереть с голоду. Ведь задерживали зарплату всем, а у нас работа кипела, и задержек не было.

– Много ли сейчас платят учителям?

– Все знают, что учителя получают копейки. К примеру, педагоги зарабатывают в три раза меньше военнослужащих. Сейчас мы с женой получаем пенсию, и даже несмотря на мои награды и прибавки к пенсии, она получает больше. Мои старшие дети шли по моим стопам. Они были учителями, но в 90-е годы сменили профессию, чтобы выжить. Но для меня ученики – это всё, я люблю свою работу, уже не представляю жизни без школы.

– Какой, по-вашему, должна быть зарплата у учителя?

– Достойной, на которую можно содержать семью. А доплаты за категорию, повышение квалификации, гранты за победы учеников на олимпиадах и в конкурсах – это уже сверх того. С советом же учителям “уходить в бизнес” я категорически не согласен. Кто же тогда будет учить наших детей?

– Какие надежды вы возлагаете на нового министра образования РФ?

– Возлагаем большие надежды на Ольгу Васильеву. Увы, сейчас учителя перегружены отчетностью. Но в последнее время это просто вал какой-то. Главная проблема для учителей заключается в бессмысленности 90% этих бумаг. Мы должны учить своих детей, а не заполнять отчетность.

– Ваш педагогический стаж насчитывает 50 лет. Перед вашими глазами прошли ученики разных исторических эпох. В чем особенность нынешнего поколения?

– Дети не меняются. Главная особенность нашего времени, на мой взгляд, в том, что у детей больше возможностей. В наше время не было компьютеров, телефонов. Безусловно, гаджеты, мешают развитию детей, но при этом помогают находить ответы на многие вопросы.

– Вы поддерживаете связь с учениками?

– Да. Помню, что один из первых кружковцев Равиль Бухареев через много лет после окончания школы, встретившись со мной, сказал, что самым счастливым днём в его жизни был день, когда он увидел объявление о том, что в школе открывается физический кружок. Тогда он был учеником 7-го класса…

– Пётр Петрович, почему, несмотря на многочисленные награды, вы так и остались преподавать в сельской школе?

– У меня была возможность уехать, но, знаете, как гласит народная мудрость: “Не место красит человека, а человек место”.

Беседовала Марина ТИМОФЕЕВА