Архивист Антон Шабалкин, открывающий для нас и наших читателей увлекательные страницы из прошлого Симбирского-Ульяновского края, предстал перед широкой публикой в новом амплуа. В научно-выставочном комплексе «На Московской» (улица Ленина, 60) открылась выставка его фотографий. «Я так вижу…» – значится в названии экспозиции. «Так» фотограф Шабалкин видит наших современников. Показывая их, рассказывая о них, он немного рассказывает и о себе.
Фотография – давнее увлечение Антона Юрьевича. Свои первые снимки он сделал у Черного моря в девятилетнем возрасте. Тогда у него была «Смена». Как и другие мальчишки, он садился в темной комнате и проявлял фотографии.
– Пленка приучала не делать лишних снимков, – рассказывает Шабалкин. – Зная, что у тебя всего 36 кадров, ты понимал, что может пролететь важное мгновение. Надо было научиться выбирать и ловить то, что действительно ценно.
В январе этого года в связи с юбилеями краеведческих чтений и образования краеведческого отдела Дворца книги музейные работники сделали презентацию. Оказалось, что значительное число фотопортретов в ней принадлежит Шабалкину, и тогда сотрудники музея-заповедника «Родина Ленина» Елена Беспалова и Иван Сивопляс предложили сделать осенью, в дни Сытинских чтений, выставку его фотографий. После долгих уговоров и тщательного отбора Антон принес на флешке свыше сотни фотографий в папке под аббревиатурой «МУР». Ошарашенным инициаторам Шабалкин объяснил:
– Внутри – три маленькие папки: «М» – мордовские красавицы, «У» – ульяновские краеВРЕДЫ (подковырнул коллег. – Ред.), «Р» – разное.
Частью «разного» были портреты, так сказать, иногородних персонажей – актера Валерия Золотухина, художника Никаса Сафронова, скульптора Зураба Церетели, директора Пушкинского музея Ирины Антоновой. Их нет на стенах научно-выставочного комплекса, но они есть в записанной презентации, которую посетителям обязательно включат. 32 портрета на стенах – в основном известные в Ульяновске люди, большинство – сотрудники музеев и архивов, краеведы. Это неиссякаемый источник местных новостей – краевед Сергей Петров, блестящий рассказчик, остроумный эссеист и самобытный художник, иронично иллюстрирующий страницы симбирской истории Иван Сивопляс, вдумчивый историк Елена Беспалова, научные интересы которой Шабалкин шутливо отразил в подписи к фотографии: «Карамзиноведка и масонознайка». Одна из самых проникновенных фотографий – портрет Марка Валкина, несколько десятилетий возглавлявшего Областной краеведческий музей.
– Я – «крестник» Марка Харитоновича, – рассказывает автор выставки. – Закончив школу, я пришел устраиваться в музей. Но язык у меня тогда не был так «подвешен», как сейчас, и, выслушав меня, сотрудники галереи «Ленин в изобразительном искусстве», которую возглавлял Валкин, вздохнули. Тогда он при мне набрал номер Государственного архива Ульяновской области и попросил взять меня. Помню его слова: «Нет, не родственник, просто хочется помочь хорошему парню». Спросил меня, знаю ли я, где находится архив, и я почему-то сказал «да», хотя о существовании архива узнал именно в тот момент.
Областной государственный архив в 1985 году стал первым и до сих пор единственным местом работы Шабалкина. Заочно окончил Московский историко-архивный институт. А фото Валкина Шабалкин сделал 18 июня 2012 года – в день 200-летия со дня рождения Гончарова, на научной конференции. Попросил его попозировать – и Марк Харитонович слегка повернулся к камере, подпер щеку… Меньше чем через полгода его не стало. Валкин прожил чуть дольше 90 лет.
На выставке есть лица и других известных, ушедших из жизни людей. Например, блестящего артиста и замечательного педагога Бориса Александрова. Рядом – фото Владимира Кустарникова:
– У могилы Александрова я впервые увидел Кустарникова «без маски», – говорит Шабалкин. – Мы привыкли, что знаменитый комик, подобно урагану, носится по сцене. На похоронах он был совсем другим. Чувствовалось, что человек потерял не только друга и партнера по сцене, но и часть себя.
На одной стене оказались священник Алексий Скала, художник, расписывавший храм, жительница села Кротково баба Маша, которая пытается организовать восстановление местной церкви Николая Чудотворца – это соседство автору фотографий по душе. Скалу, не дожившего до завершения строительства Спасо-Вознесенского собора, Шабалкин называет храмосозидателем:
– Не знаю другого такого ульяновского служителя церкви, который сочетал бы в себе таланты проповедника и исследователя, писателя и строителя. Благодаря ему город обрел не только собор, но и Покровский некрополь, и несколько книг, и своего святого – Андрея Блаженного. Материалы для канонизации готовил Скала. Он и внешне был очень колоритным, красивым мужчиной с мощным голосом. Зная о его интересах к прошлому Симбирской епархии, я порой сообщал ему об обнаруженных в архиве интересных делах, связанных с церковью.
Выставка получилась на редкость радостной – многие герои сняты улыбающимися, будто знавшими, что их снимают. Но, как оказалось, чаще всего люди не подозревали, что попадут в кадр. Вот обернулся прямо к камере художник Борис Склярук – в прошлом году, на Пластовском пленэре, он попал в объективы и видеокамеры почти всех журналистов. По мнению Шабалкина, Борис Николаевич – очень интересная модель, он часто жестикулирует и крутит пальцем («у виска», – тут же добавляет Склярук, посетивший вернисаж).
Не удержался Шабалкин и от того, чтобы не выставить хотя бы пару фотографий мордовских девочек, девушек и женщин: с 2009 года он старается не пропускать фестивали мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторовань морот» – «Песни матери-земли» в кузоватовском селе Кивать и надолго стал поклонником этих крепко сбитых, жизнерадостных красавиц. А лично мне по душе центральное фото с Николаем Пластовым, внуком выдающегося художника Аркадия Пластова. Проведя экскурсантов по мастерской деда, он распахнул дверь и встал у косяка, открыв объективу фотоаппарата вид на сияющую зелень пластовского огорода.
Анна Школьная