В ульяновских детских садах появляется все больше телевизоров. Обычно их покупают родители по просьбе персонала дошкольных учреждений. Между тем существует немало ограничений на просмотр телевизора детьми вообще и в детских садах в частности.
Необходимость купить телеприемник в группу в детском саду чаще всего объясняют желанием использовать его в образовательных целях. В управлении образования города отмечают, что такая практика сейчас в Ульяновске довольно распространена. По словам начальника отдела дошкольного образования управления Марины Чемаровой, телевизор в дошкольном учреждении может работать, но он должен использоваться для просмотра развивающих материалов. Включать его в управлении рекомендуют максимум на 10 минут в день.
Между тем родители нередко обнаруживают, что развивающие материалы воспитатели заменяют мультиками, просмотры которых длятся куда больше. Одни родители считают это нормальным, другие хотели бы подобную практику прекратить. Все же воспитатели в детском саду должны непосредственно заниматься детьми, а не успокаивать или занимать их с помощью мультиков. Оказывается, на стороне вторых стоят и специалисты по развитию ребенка, и требования российского законодательства.
Как отмечает педагог-психолог центра социально-психологической помощи “Семья” Анна Короткова, существует множество фактов, доказывающих, что безграничный просмотр телевизора наносит вред детской психике. Во-первых, мозг ребенка еще не готов полноценно воспринимать информацию с экрана. “Телевизор, с его преобладанием визуальной информации, сам по себе неблагоприятно сказывается на детях, быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия на экране”, – объясняет психолог.
Во-вторых, человеческое зрение устроено таким образом, что глаз должен все время активно работать – скользить и перемещаться, изучать предметы, которые находятся на разном расстоянии, переключать внимание с одного участка на другой. А от долгого и частого просмотра телевизора глаза привыкают к пассивному восприятию картинки, вследствие чего прекращается правильное развитие органов зрения. В результате возможны появления различных отклонений, например, близорукости.
В-третьи, подобранные не по возрасту передачи могут травмировать детское сознание. Малыш не в состоянии давать адекватную оценку большому потоку информации, ведь его психика еще только формируется.
В-четвертых, телевизор – это точечный источник звука, а в реальности звуки объемны, дети не учатся концентрировать внимание на звуке. “Разрешая своему чаду без ограничения сидеть у телевизора, родители провоцируют у него задержку речи. Сидя перед экраном, ребенок, какие бы передачи он ни смотрел, не имеет возможности развивать навыки речи, учиться формулировать свои мысли, расширять словарный запас. Дети учатся говорить, только общаясь с людьми, а не с телеэкраном”, – подчеркивает психолог.
Хотя, отмечает Анна Короткова, полный отказ от телевидения не является выходом из положения. Телевизор нельзя воспринимать как абсолютное зло для ребенка. Есть много интересных программ, которые обучают и развивают детей. Их правильнее всего использовать в комплексе с другими развивающими занятиями. Например, проходя тему “Космос”, ребенок получит куда большее представление о ней, если будет использован телеэкран. Психолог также подчеркивает, что, чем больше у ребенка будет накапливаться зрительского и социального опыта, тем больше вероятность, что он будет более внимательным и что просмотр телевизора принесет больше плодов. Конечно, используя телевизор, необходимо учитывать не только возрастные, но и личностные особенности ребенка, тщательно выбирать просматриваемое, по возможности находиться рядом с ребенком, чтобы ответить на возникающие вопросы.
Для того, чтобы в детском саду телевизор не выступал в роли воспитателя, существуют специальные санитарно-эпидемиологические нормы. Согласно им, непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах должна быть не более 20 минут, в старшей и подготовительной — не более 30 минут. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще двух раз в день, утром и вечером.
Кроме того, важно не только, сколько дети смотрят телевизор, но и в каких условиях это происходит. Телеэкран должен быть установлен на специальной тумбе на высоте 1–1,3 метра от пола. При просмотре телепередач зрители должны сидеть не менее чем в двух метрах от экрана. После просмотра телевизора детям нужно проводить гимнастику для отдыха глаз. Если ребенок носит очки, то во время передачи они обязательно должны быть надеты.
Если родители замечают постоянное нарушение этих требований в детсаду, стоит напомнить о них воспитателям. В случае, если разговоры не действуют, обычно хватает обращения к заведующей садом, чтобы такую практику прекратить.
Но родителям не стоит забывать, что все эти требования актуальны и для домашнего просмотра телевизора. Нужно помнить и то, что после просмотра очень полезно обсуждать с ребенком увиденное и учить его анализировать действия героев и их чувства. Когда идет обсуждение, Анна Короткова рекомендует родителям включать в свою речь реплики типа “Ты очень интересно мыслишь”, “Я бы до этого не додумался”, “Почему ты так думаешь?”, “Как ты пришел к такому выводу?”. Заинтересованность родителя будет стимулировать ребенка размышлять над увиденным, приучит его обсуждать со старшими возникающие вопросы, а в дальнейшем и свои проблемы, без страха быть осмеянным или непонятым.
Лидия Пехтерева