В честь 100-летия железнодорожного моста через Волгу в Управлении РЖД решили поставить в Ульяновске памятный знак. Что странно, по одним сведениям, существует только проект памятника, по другим – 7 октября его уже собирались установить. Так или иначе, на заседании научно-экспертного совета по культурному наследию предложенный проект и место установки памятного знака не одобрили.

6 октября в департаменте по культурному наследию, где прошло заседание, было довольно весело. Историки, краеведы и архитекторы посетовали, что уже и моста того нет, который в 1916 году построили. Так что получается памятник памяти моста. Категорически отвергли предложенную «картинку»: нечто похожее на надгробную плиту с портретом императора Николая II, изображением старого моста и текстом серебряной доски, по легенде, спрятанной под одной из опор. Текст гласит: «Придут времена, когда на свете не будет ни Симбирска, ни мостов, ни даже самой Волги, которая, как змея, прокладывает себе норки в более сокровенная недра земли и навсегда скроется от глаз человека, оставив ему сухое русло некогда многоводного фарватера» и так далее до слов, что был мост, по которому «передвигались поезда и машины». Не станем придираться к тому, что на проекте написано «фарматер» вместо «фарватер» – проект явно делали на скорую руку и без помощи профессионалов. Скульптор бы наверняка придумал что-то большее, чем грубо обтесанная гранитная плита. Поставить этот знак РЖД предлагает на смотровой площадке у бульвара Новый Венец, над парком Дружбы народов.

Краевед Иван Сивопляс заметил, что потрет Николая II здесь неуместен: хотя мост и собирались назвать его именем, но так и не назвали. При царизме подобное происходило только по императорскому Указу, а Николай II такой указ не издал, к тому же вскоре он отрекся. Зато стоило что-то придумать с портретом мостостроителя Николая Аполлоновича Белелюбского, построившего мост в Симбирске – на момент начала строительства крупнейшего в мире.

О Белелюбском Сивопляс и его коллега-архивист Антон Шабалкин говорят взахлеб: человек с мировым именем, на многие десятилетия вперед определивший методику и политику мостостроения, автор сотни крупных и мелких мостов по всей России и двух – в Симбирской губернии (один – в Симбирске, второй – в районе Сызрани), член Академии художеств. Шабалкин зачитал восторженный отзыв летописца симбирского моста – крестьянина Ивана Якушкина: «Симбирский волжский мост «Свобода» (написано в 1921 году. – Ред.) есть один из величайших в Европе, третий в мире. Это поистине чудо строительной техники и прогресса наук с промышленностью». Якушкин сравнил наш железнодорожный мост с другими, более мелкими – в этот ряд попали Самарский, Чикагский, Багдадский и ряд других мостов. Архитектор Александр Варюхин вспомнил, как краевед Алексей Сытин при жизни рассказывал ему, что Белелюбский довольно продолжительное время жил в Симбирске, когда мост строили. Остановился он в особняке барона фон Штемпеля (ныне Музей современного изобразительного искусства XX-XXI веков. – Ред.), а на производство спускался вниз, под гору.

– Ценно, что в те годы в России знали не организацию, которая строила мост, как сейчас Гипростроймост, а самого инженера, пояснил Сивопляс. – Белелюбский брал на себя всю ответственность. В то же время можно сказать, что Белелюбский стал прообразом юмористического рассказа Чехова. «Едут в поезде инженер-мостостроитель и профессор. Инженер жалуется, что он человек с именем, столько мостов построил, но никто его не знает. Приехал он в очередной город и прихватил с собой любовницу-певичку, и что же? Про певичку все газеты написали, а про него – ни слова. Сосед послушал эти сетования и спросил: «А вы знаете знаменитого профессора такого-то, который написал столько-то трудов по юриспруденции?». Инженер: «Не знаю». – «Ну, это я и есть»… Так что от фигуры Белелюбского мы отказываться не хотим.

На заседании сошлись во мнении, что в памятнике должна присутствовать хотя бы какая-то деталь моста. Известно, что ни один пролет так и не сохранили, несмотря на то, что в 2008 году краевед Вячеслав Ильин хлопотал об этом в мэрии. Но остались мелкие части, например, клепки. Архитектор Олег Владимиров рассказал, что современные художники используют такой прием: берут предмет, представляющий ценность, – в данном случае это может быть простая клепка – и помещают его на огромный артефакт-новодел. Звучали и другие предложения, например, с созданием скульптуры Белелюбского. Тут же поговорили и о возможных местах для памятного знака: рядом с остановкой у въезда на мост, там дольно просторно. Или сбоку от лестницы, ведущей от Краеведческого музея вниз. Владимиров напомнил, что была идея поставить вдоль лестницы два ряда скульптур. Эту идею можно начать воплощать с установки памятного знака в честь 100-летия моста.

Проект рекомендовали доработать – подумать и о содержании, и о внешнем виде, и о месторасположении. Хотя, по слухам, якобы композиция, которую обсуждали 6 октября, 7 октября собирались установить, но компания РЖД будто бы вовремя за нее не заплатила, и торжество свелось к банальному застолью.

Анна Школьная