В прошлый четверг исполнилось 100 лет со дня ввода в строй в нашем городе железнодорожного моста через Волгу. РЖД организовали в связи с этим пресс-тур, на который мы не поехали.

В пресс-релизе РЖД говорится: «5 октября 2016 года исполнилось 100 лет железнодорожному мосту через реку Волгу в городе Ульяновске. Мостовое сооружение было введено в строй в 2016 году для соединения транспортных магистралей, подходящих к Ульяновску с запада и востока. Волжский мост является одним из крупнейших сооружений в Европе. Его протяженность превышает 2,1 км». За небольшой неточностью в части, что мост был построен для соединения магистралей, подходящих, наверное, все-таки к Симбирску, как город назывался в 1916 году, а не к Ульяновску, все остальное правильно.

Это был действительно уникальный, особенно для столетия назад, инженерный проект, осуществленный к тому же в условиях первой мировой войны, в которой Россия была одним из основных участников. Сверхмассивные по сути и легкие при взгляде на них со стороны металлические конструкции пролетов имели клепочное соединение. Только представить, что во всем мосту было свыше миллиона клепок! И такой способ соединения был выбран не случайно, а с учетом нашего климата с большим перепадом температур. Перепад температур воздействует на металл, заставляя его то расширяться, то сокращаться. Более свободный клепочный принцип снижал риск разлома конструкции по этой причине. И, наверное, не случайно сооружение спокойно прослужило почти сто лет. Кроме того, ажурный рисунок его арок делал мост красивым и эстетичным.

В 50-х годах прошлого века строилось Куйбышевское водохранилище, и мост пришлось поднимать на новые опоры, то есть первоначальные, 1916 года, опоры ушли в небытие. Тогда же к железнодорожной переправе была пристроена автомобильная с совсем другими, без затей, пролетами. Но на железнодорожной части сохранялись старые, делавшие мост без преувеличения визитной карточкой нашего города, хотя из-за стратегического характера объекта и редко появляющийся на фотографиях в посвященных Ульяновску альбомах. У неспециалистов мог возникать вопрос, зачем над пролетами построены эти огромные металлические конструкции. Ответ чисто инженерный: именно они своим весом и обеспечивают устойчивость моста при постоянном прохождении по нему тяжелых грузовых железнодорожных составов. Их же заслуга в том, что при столкновении с мостом в 1983 году многопалубного теплохода «Александр Суворов» мост устоял и даже не утратил сколь-нибудь заметно своих эксплуатационных возможностей.

На рубеже веков втихомолку, то есть без какого-либо обсуждения с населением Ульяновска, для которого мост имел большое культурно-историческое значение, железная дорога начала демонтаж первоначальных конструкций и установку на опоры безвкусных новоделов. Никто не знал, почему это происходит, поскольку не были обнародованы какие-либо экспертизы демонтируемых деталей, что вызвало подозрение о неких нетехнических мотивах процедуры. Например, финансовых. И демонтаж, и установка нового оборудования – занятия крайне дорогостоящие, и кто-то мог на всем этом заработать гигантские деньги. Плюс продажа снятых пролетов (а это тысячи и тысячи тонн) на металлолом. Притом что мост 1916 года, возможно, прослужил бы и еще сто лет.

Когда с переправы сняли последний старый пролет, «СК» обратился к заинтересованным сторонам с предложением не пускать его в утиль, а передать городу и установить, например, в районе пляжа как памятник гениальному творению инженера Николая Белелюбского. Такие конструкции – редкость и для сегодняшнего дня, и не только в России, но и в мире. Предложение было, однако, проигнорировано – кто-то очень спешил уничтожить все доказательства существования «одного из крупнейших сооружений в Европе», а заодно, видимо, и замести следы. Шпалы и рельсы на мосту были заменены в те же годы, так что на объекте, столетний юбилей которого в эти дни отмечается, от 1916 года не осталось ничего. Ни гвоздя, ни арматурины, условно говоря. Только фото.

Сергей Поленов