Премьера нового театрального сезона в театре кукол «Зачарованный вепрь» околдовала своим волшебством и детей, и взрослых. Знакомый сюжет о красавице и чудовище – почти «Аленький цветочек», да не совсем, – рассказан с юмором, изобретательностью и тонким лиризмом.

Поставил спектакль главный режиссер театра Владимир Бирюков, он же – и автор инсценировки. По его воле знакомая всем сказка становится частью истории об устройстве мироздания. Мир этот покоится не на трех китах и не на огромной черепахе, как представляли себе наши далекие предки, а на двух коровах. Буренки как буренки, у каждой – огромное вымя, позвякивающие колокольчики, отменный аппетит и огромная нежность к девушке, которая за ними ухаживает. И при этом – такая монументальность, основательность и незамысловатая народная мудрость, соединенная с юмором, которой так не хватает нашим дням. На спинах этих буренок раскинулась деревенька, в которой живет купец с тремя дочерьми. По законам жанра, две девицы ленивы и грубы – их характеры максимально окарикатурены, они даже больше похожи на современных недалеких гламурных девиц, чем на барышень из русских сказок. Младшая же всем хороша – и лицом, и нравом. Вот она-то и становится героиней сна одной из коровушек.

Спектакль замечателен многим. Например, превосходной сценографией. Глаз не оторвать от резных украшений деревянных домов, от чуда технического прогресса – автомобиля, сконструированного, как кажется издалека, из сотни мелких деталей, от маленьких красивых куколок, от порхающих крылатых коров и от ажурного шара – наверное, главного символа спектакля, символа мироздания. Браво художнику Виктору Никоненко! Одна из блестящих находок автора сценографии – что-то вроде ярмарочной карусели, которая воплощает яркий, пестрый, многоликий и многорукий (причем в спектакле это сделано буквально – куклы имеют по два лица и по четыре руки) образ Востока, восточного базара.

Поставлена сказка с использованием принципа «черного кабинета» – мы не видим актеров и подробностей сцены, в черноте сцены куклы – огромные коровы и крошечные человечки – будто существуют сами по себе. Прием этот в нашем театре используется нечасто, и, думается, артисты немало потрудились для того, чтобы их присутствие стало совсем незаметным для зрителя. Это сделано так мастерски, что хочется аплодировать стоя. Лишь один персонаж существует на сцене в живом плане, да и то актер, исполняющий роль Вепря, появляется исключительно в маске. Молодой артист Иван Альгин поражает своей пластичностью и музыкальностью, своим мятущимся, исполненным драматизма то ли танцем, то ли выраженным движением безмолвным страданием он завораживает всех. Создать ему этот таинственный и чрезвычайно выразительный образ помогает художник по свету Алексей Малюгин. Еще один штрих к портрету Вепря добавил наш земляк, сделавший карьеру в Москве, – певец Иван Ожогин, который записал пронзительный романс, который стал лирической кульминацией этой волшебной сказки.

Тонкое чувство баланса серьезного и смешного, драматичного и комического, реального, бытового и сказочного, волшебного позволило Бирюкову «поговорить» с маленькими и взрослыми зрителями незанудно и неназидательно о вечном. Он, вроде бы, прямо показывает, что настоящее счастье возможно в сказке, и в то же время словно надеется вместе с нами, что если искренне мечтать, то, вероятно, все сбудется и в жизни. А помогли ему в этом актеры Андрей Козлов, Александра Филиппова, Ольга Леонтьева, Юля Гореванова, Наталья Ляхова и Ирина Рудич. Следующий показ спектакля запланирован на 5 ноября, не пропустите!

Анна Школьная