Андрей Семенов
В воскресенье, 16 октября, в лифте дома в Донецке был взорван Арсен Павлов, известный по кличке Моторола, командир противотанкового подразделения самопровозглашенной ДНР. Это очередная жертва из числа полевых командиров, противостоявших украинской армии в Донбассе и погибших в результате покушений.

В январе прошлого года при невыясненных обстоятельствах погиб некто Александр Беднов по кличке Бэтмен, командир отряда, участвовавший во многих боях с армией официального Киева. Убийство не раскрыто. В мае прошлого же года в Луганской области убили командира бригады «Призрак» Алексея Мозгового. Убийцы также не найдены. В декабре погиб казачий командир Павел Дремов по кличке Батя. Убийство не раскрыто. Теперь от бомбы, прикрепленной к тросу лифта, в собственном подъезде пал Арсен Павлов-Моторола, 33 лет, уроженец города Ухта Республики Коми. Человек, похоже, недалекий, но хитрый и с крайне запутанной биографией, в которой фигурирует, например, одна из чеченских кампаний. Притом что в первую, 1994 года, ему было 11 лет, а во вторую, 1999 года, – 16.

В поисках острых, а главное – кровавых, ощущений Павлов приехал в Донбасс в 2014 году и участвовал практически во всех тамошних стычках, начиная со Славянска, с которого, собственно, и был подпален юго-восток Украины. Жестокий, маленький ростом и с рыжей бородой на манер радикальных исламистов, Моторола был прозван в Киеве бешеной собакой. Отличался особой свирепостью, расстреливая попавших в плен украинских военнослужащих без какого-либо разбирательства из пистолета. Любил светиться в СМИ, сделавших из него героя «освободительного движения». Московский журналист Дмитрий Стешин в одном из интервью говорил, что при знакомстве с Моторолой в глаза бросается его «полная отмороженность в хорошем смысле слова». Бывает, оказывается, и такая.

Сразу после взрыва бомбы, убившей Павлова, в сети появилось короткое видео, на котором люди в масках, представившиеся бойцами украинской группировки, берут на себя ответственность за этот взрыв. Позже официальные лица группировки заявили, что видео постановочное, то есть фейковое, и что их организация к взрыву лифта отношения не имела. С помощью видео, иначе говоря, кто-то пытался сбить правоохранительные органы со следа. Впрочем, мало кто сомневается, что убийц и без этих видео не найдут, поскольку слишком много сторон, в чьих интересах было Павлова убрать. Это, во-первых, Кавказ. Если Павлов и правда когда-то был в Чечне (по контракту, например) и там тоже убивал, теракт 16 октября мог быть актом мести родственников убитых. Во-вторых, Украина, крови граждан которой было слишком много на руках Моторолы, но этот вариант, на мой взгляд, наименее вероятный. Украинцы вряд ли стали бы пускаться в такую экзотику, как прикрепление бомбы на трос лифта в доме, где любой незнакомый вызвал бы подозрение.

В-третьих, Павлов мог стать жертвой донецких. Своей известностью он, вероятно, начал тяготить нынешних хозяев не подконтрольной Киеву части Донбасса и превращаться в политическую фигуру, а значит, и в их конкурента при дележке доставшихся им благ, в том числе денег из России. Поток благ тем временем, видимо, сокращается, и лишние рты не нужны. К тому же Моторола в 2014 году женился и у него родилось уже двое детей, и он мог намекать, что, отстаивая Донбасс, заслужил большего, чем имеет. И наконец, в-четвертых. Если Павлов собирался вернуться с семьей в Россию, эта перспектива вряд ли радовала наших. Как говорит публицист Александр Невзоров, все эти люди, Павлов и те, кто из них уже убит, приобрели в Донбассе боевой опыт и научились с оружием в руках организовывать сепаратистские акции. Этот опыт им может прийти в голову применить и у себя на родине. В общем, убивая людей, они пришли, похоже, к тому, что повсюду оказались персонами нон-грата.