Политологи, историки, общественность активно обсуждают установку памятника Ивану Грозному в Орле. Кто-то вспоминает «царя-централизатора». Кто-то опричнину и смуту. А как Вы к этому относитесь?
Кому бы предложили установить памятник?

Виктор Васильевич:
– Давно надо было это сделать. Благодаря таким вот царям Россия и живет. И нечего насмехаться над этим. Небось если бы в Москве поставили памятник премьер-министру Пересу, все бы «ура!» кричали. С Моторолой тысячи человек поехали проститься, вот кому памятник надо бы поставить!

Александра:
– Ну и пусть ставят царю памятник. Есть же картина «Иван Грозный убивает сына», на почетном месте в Третьяковке висит. А тут будет современное произведение. Вообще-то все это чистой воды выпендреж. Зачем, скажите на милость, в Ульяновске памятник букве Ё или памятник рублю? Просто кому-то очень надо, чтобы о городе говорили, но если нечего сказать, так хотя бы вот о таких глупостях.

Ирина Александровна:
– Понятно, что современные памятники и скульптуры из таких материалов делают, что они копейки стоят. Да на них ветер посильнее дунет и перевернет. Или – как кисточку у Пластова – жезл царский оторвут. Да, памятники такие совсем не затратные «украшения» города, но лучше бы эти средства на помощь людям пустили – многодетным семьям или нуждающимся.

Василий:
– Я бы поставил памятник терпеливому российскому народу – кто бы ни пришел к власти, чего бы ни наворотил, все стерпит, со всем смирится, как будто так и надо.

Виктор Григорьевич:
– Памятник Ивану Грозному не противоречит желанию жителей Орла и большинства россиян. Это один из царей, создавших русское государство. Хотя он был жесток как к татарам, так и к русским, памятник ему нельзя осквернять. Впрочем, как и Ленину, Дзержинскому, Сталину и так далее, это наша история.

Лариса Ивановна:

– Ни одному русскому царю, даже Сталину, тайно симпатизировавшему Грозному, не пришла в голову дикая мысль ставить памятник царю-ироду, безумному садисту, собственноручно вырезавшему сердце у невинного человека. Ворошить прошлое той эпохи – опасная тема для многонациональной России. Слишком болезненная, например, для татарского населения. Но кому-то, вероятно, выгоден раз-драй в нашем обществе. Великодержавное мышление затмевает разум некоторых недальновидных политических «умников». Достойны памятников те, кто жизни своей не жалел для блага Отчизны и своего народа.

Александр Сергеевич:
– Я бы поставил памятник Медведеву, еще министру финансов, ну и еще кое-кому из той же компании. Из гипса, наверное. И рядом в унитазе – большой деревянный рубль. В нашей ситуации – только так.

Алексей Митрофанов:
– Русская история XVI века, особенно период правления Ивана Грозного, до сих пор вызывает интерес и споры. Вообще такого нет больше исторического деятеля, который бы вызывал столь неоднозначные оценки. Одни считают его выдающимся военачальником, образцовым правителем, другие – кровожадным тираном. Нет сомнения – в нем присутствует и то, и другое. Однако нельзя отрицать, что Иван Грозный – первый русский царь. Характер его складывался в годы боярского правления, засилья временщиков в погоне за властью, интриг и предательства. Иван Грозный единолично проводил линию укрепления самодержавной власти и Российского государства, которое благодаря ему добилось больших внешнеполитических успехов – покончило с властью Орды, проложило дорогу на Урал, в Сибирь. Считаю правильным решение поставить Ивану Грозному памятник. Будь моя воля – я бы целую аллею с памятниками всем историческим деятелям России заложил. Пока же обнищавшему народу не до памятников.

Евгений Васильевич:
– Никак не успокоятся – да зачем нам эти цари сдались? Делайте дороги, стройте нормальные дома, поднимайте экономику, наконец. А что толку от таких памятников? Лучше станет жизнь жителей Орла? Или всей России?

Владимир Леонтьевич:
– Непонятно, за что возлюбили Ивана Грозного жители Орла. Он воевал, защищал страну, но это его царская обязанность. А запомнился он как человек хитрый, злопамятный и убивший своего сына. Но при этом ни один историк не назвал его преступником. Теперь возьмем Сталина, его часто называют преступником, хотя суда над ним не было и не будет. Сталин не преступник, и я считаю, что государство должно поставить ему памятник, и, возможно, не один.

Алексей, Ленинский район:
– Тем, кто за памятник Грозному, надо почитать «Историю государства Российского» Николая Карамзина – о шизофрении этого царя, по приказу которого был задушен патриарх Филипп. А тем, кто за памятник Сталину, поискать бы среди своих предков – кто из них отсидел или умер где-то безвестно, хотя на самом деле либо расстрелян, либо сгиб в тюремной камере. На себя накликать того же хотят?

Записали Елена ЗЫКИНА и Лидия ПЕХТЕРЕВА