На уровне руководства области и Минобороны продолжается обсуждение возможного появления в Ульяновской области нового подразделения Российской армии – полка военно-транспортной авиации, сформированного из построенных на «Авиастаре» ИЛ-76МД-90А. Планировалось основать его уже в 2017 году, но в таком случае будет он, вероятно, пока очень и очень небольшим. Более того, «Авиастар» пытается сдвинуть сроки исполнения своего контракта с Минобороны еще на четыре года – не успевает справиться с заказом.

На прошлой неделе тема обсуждалась на встрече руководства области с командующим военно-транспортной авиацией России Владимиром Бенедиктовым. Предполагается, что полк будет базироваться в Ульяновской области – рядом с аэропортом «Ульяновск-Восточный». Вероятно, в связи с этим и в связи с открытием международного терминала в правобережном аэропорту Ульяновска это окончательно придаст аэропорту «Восточный» закрытый характер.

По итогам встречи пресс-служба правительства области отчиталась очень краткой информацией, в которой уже не называется время появления полка военно-транспортной авиации, но в декабре 2015 года, когда впервые появились эти сообщения, говорилось о 2017 годе. Тогда об этом заявил журналистам главный инженер Военно-транспортной авиации Александр Глухих. Это было под самый Новый год, 30 декабря, а в начале того же месяца военные получили первый Ил-76МД-90А, выпущенный ульяновским авиазаводом. На фоне радостного события Глухих заявил, что Военно-транспортная авиация надеется, что работа по формированию полка начнется немедленно.

Известно также, что в полк войдут все новые ИЛ-76МД-90А, созданные на «Авиастаре» для Минобороны. По госконтракту должно быть построено 39 воздушных судов, однако Бенедиктов уже заявлял, что Минобороны ждет расширения возможностей авиазавода, чтобы увеличить заказ. Увы, до этого еще далеко.

Реальность такова, что если в 2017 году все-таки будет развернут полк военно-транспортной авиации, то будет в нем максимум пять самолетов – два уже передано, еще три должны, по планам, выпустить только в следующем году. Работа ведется очень медленно, но, как заявлял управляющий директор «Авиастара» Андрей Капустин, сейчас идет переоснащение завода, так что к 2018 году техническое перевооружение завершится под создание поточной линии сборки самолета ИЛ-76.

– Ввод этой принципиально новой и современной линии позволит многократно увеличить выпуск этих крайне востребованных воздушных судов. В настоящее время ведется активная подготовка площадей производства окончательной сборки предприятия к началу основной фазы работ, – заявил Капустин в августе.

Таким образом, если после 2017 года будет сдано пять самолетов, по контракту останется выпустить еще 34. А контракт действует до 2020 года. Кажется, нереальное количество даже с учетом переоборудования завода специально под ИЛ-76МД-90А. Об этом, кстати, говорили и эксперты на одном из авиационных форумов в Ульяновске. Тогда, услышав доклад на тот момент главы «Авиастара» Сергея Дементьева о намерении завода выпускать по 18 самолетов в год, они с сомнением покачали головой и сказали что-то вроде «ну, будем надеяться».

И вот в октябре появились сообщения о том, что «Авиастар-СП» ведет переговоры с Минобороны об изменении условий контракта. Планируется его продлить на срок от двух до четырех лет. При этом авиазавод не намерен сокращать производство лайнеров. Причем объяснили на заводе это тем, что «Авиастар», помимо ИЛ-76МД-90А, занят в других проектах: сборке компонентов для МС-21 и ИЛ-112В, производстве топливозаправщика ИЛ-78М-90А, модернизации «Русланов», исполнении заказа на президентские ТУ-204.

В общем, на заводе вдруг поняли, что подписывать контракт по производству 39 самолетов менее чем за пять лет было опрометчиво… «Авиастар» – это не концерны вроде Boeing или Airbus, которые выпускают 500-600 самолетов в год, для ульяновского авиазавода пока и три больших самолета в год – хороший результат. Видимо, очень хотелось сорвать куш побольше.

Однако, если Минобороны окажется «капризным» заказчиком и откажется вносить изменения в контракт, это грозит неустойкой за его несвоевременное неисполнение. А уж полк подождет до лучших времен.

Сергей Гурьянов