Художница Валентина Сотникова показывает домотканые полотенца, которые она собирает. Более новые украшены вышивкой, на тех, которые старше – вытканные узоры. Причем, обращает мое внимание художница, куски ткани с орнаментом пришиты к уже позже созданному полотну. Когда-то хозяйки этот старинный орнамент срезали с пришедшей в негодность ткани и использовали снова. Сейчас сама ульяновская художница пытается сохранить традиции ручного симбирского ткачества.

Ценность России на личном хранении
Валентина Сотникова начала работать с текстилем в середине 1980-х годов. Родился сын, появилось свободное время, захотелось попробовать что-то создать руками. Первый гобелен делала без рамы, намотав нитки на ножки табуретки. Потом уже и рама появилась, и желание научиться профессионально освоить новый вид творчества.

Пошла на Карсунскую художественную фабрику к ткачихе учиться ручному ткачеству на станках и собралась получать образование. Выбирала из нескольких учебных заведений, остановилась на институте декоративно-прикладного искусства во Львове. Но через 2,5 года учебы страна начала разваливаться, и ульяновская художница продолжила учебу в Строгановке – Московской государственной художественно-промышленной академии. Дипломная работа – серия покрывал – была сделана на основе карсунского производства. На его продукцию, вспоминает Валентина Олеговна, тогда был немалый спрос. Фабрика выпускала полотенца, покрывала, занавески.

Вернувшись в Ульяновск, художница получила в Союзе художников мастерскую, стала ткать и начала работать в училище культуры. На гобелены, рассказывает она, спрос есть, но больше не среди россиян, а за границей. Многие ее работы теперь украшают дома иностранцев.

Хотя и на родине мастерство оценили. Например, работа, посвященная Дивеевскому монастырю, в котором Валентина Сотникова с коллегами работали над иконстасами, получила официальный статус “ценность России”. Ее в связи с этим запретили вывозить из страны и должны были забрать на хранение в столицу, но, как нередко бывало в 1990-е годы, обещанных на культуру денег в бюджете не нашлось. Гобелен государственной ценности до сих пор хранится у автора.

А вот работа “Светлый день над Волгой” попала в фонды Художественного музея, но так художницу и не отпускает. Показывая фотографии с ней, Валентина Олеговна вспоминает, что везла ее на выставку на свое 50-летие и в такси обнимала – как ребенка.

Работа Васнецова?
Большой работой, связанной с родным городом, стал труд над копией знамени Симбирского кадетского корпуса. Знамя было пожаловано в Симбирск в 1903 году, в 1918 году его вывезли за границу. Сейчас оно хранится в соборе в Сан-Франциско. Ульяновское гвардейское суворовское училище, ставшее правопреемником кадетского корпуса, уже не первый год работает над тем, чтобы знамя вернуть домой, но международная политическая ситуация сейчас к этому не очень-то располагает. В 2014 году в Ульяновске появилась его копия.

Работа над ней, рассказывает Валентина Сотникова, заняла немало времени. Пришлось восстанавливать изображение и его цвет по фотографиям, отыскивать производство, где взялись бы за жаккардовое ткачество, чтобы восстановить лик Христа, расположенный в центре знамени, искать ткань и мастеров, способных сделать вышивку по его краю. В результате, когда стяг был готов, за работу над ним Валентину Сотникову наградили медалью Министерства обороны России “Генерал армии Маргелов”. Само же знамя широкая публика еще не оценила. Оно ждет своего часа, чтобы увидеть свет в середине ноября этого года, когда суворовское училище будет отмечать свое 25-летие.

Проделанная работа к вопросу возвращения подлинного знамени в Ульяновск добавила еще один – определения его автора. По словам художницы, после всех проведенных изысканий, можно предположить, что рисунок для стяга создавал сам Виктор Васнецов.

Рвутся связи
Ткачество художница все эти годы тоже не забывала. Оно ведь не просто так возникло в жизни, размышляет она. Еще дед, живший в Старом Белом Яре, во времена НЭПа собрал машину для навивки навоев – нитяной основы, на которой ткется холст. Большая часть текстиля в те времена в деревнях была домотканой, станки стояли повсеместно, а вот хороший навой был проблемой. И дедова машина, с которой он ездил по селам, пользовалась немалым спросом. В сохранившихся с тех пор холстах, вполне возможно, есть и частичка его труда.

В 1990-е же Валентина Сотникова при поддержке центра занятости обучала ткачих и пыталась наладить новое производство в Ульяновске. Увы, проблемы с реализацией продукции не позволили развить начатое.

Но идея попытаться сохранить ремесло, которое меньше века назад существовало еще в любом симбирском селе, художницу не оставляет. На прошлой неделе в Музее народного творчества под ее руководством начались бесплатные занятия по гобелену и работе на ручном ткацком станке. По словам Валентины Сотниковой, это должен быть не просто кружок по интересам, она надеется найти энтузиастов, готовых потрудиться, чтобы сохранить традиционную технологию. Ведь нити, связывающие нас с корнями этого ремесла, рвутся на глазах. Не так давно художница обращалась в Карсун, чтобы найти материалы, оставшиеся от развалившейся фабрики. Не успела – буквально за две недели до ее звонка пожар уничтожил эту ниточку. Стоит держаться за остальные, пока они еще целы.

Лидия Пехтерева