Проект «Историко-культурное наследие ульяновского правобережья: замечательные прибрежные поселения» осуществили профессор кафедры культурологии и музееведения УлГПУ , замдиректора НИИ истории и культуры Ульяновской области Евгений Бурдин, заведующая кафедрой культурологи, и музееведения УлГПУ, доктор культурологи Анна Тихонова и аспирант УлГПУ, младший научный сотрудник Ленинского мемориала Александра Рыбакова. Они изучили документы и пообщались со старожилами Ундор, Панской Слободы, Шиловки, Криуш, Сенгилея, Буерак и Русской Бектяшки. О результатах проекта «Симбирскому курьеру» вкратце рассказал Евгений Бурдин.
По мнению ученого, все поселения, сформировавшиеся в пойме Волги – это особый тип культуры, экономики и хозяйства, которую образно можно назвать Волжской цивилизацией и которая кардинально отличается от жизни в сухопутных поселениях. Вся деятельность людей переплеталась с Волгой, начиная с рыболовства и заканчивая отдыхом на волжских берегах. Это же происходило и в изученных поселениях. Причем речь идет о времени от их основания до создания Куйбышевского водохранилища.
Ученые установили даты образования селений – они возникли во второй половине XVII века, после основания Симбирска. Земля в правобережье не плодородная – здесь мало чернозема и преобладают суглинок, песок, а в районе Сенгилеевских гор – и камни. Поэтому процветало садоводство. Река была богата рыбой, так что сельчане не голодали. Крупных осетра и белугу оставляли себе или продавали подороже в Москву и Петербург, а всякую мелочь вроде той, что сейчас водится в Волге, продавали на территории современных Мордовии и Чувашии. Заливные луга в изобилии давали корм для домашнего скота. Промыслы, не связанные с Волгой, были немногочисленны и сошли на нет: в Шиловке занимались куроводством и керамикой, но глина в этих местах некачественная, и к началу XX века осталась всего пара мастеров, которые делали посуду только для своих. А вот добыча мела, которая началась сравнительно поздно, в середине XIX века, сохранилась до сих пор.
Профессии по большей части тоже были связаны с Волгой: местные становились бурлаками, грузчиками, моряками. В этих местах проходил Волжский торговый путь, и местное население вело активную торговлю. Особенно много купцов было в Шиловке – здесь жили даже купцы первой гильдии с капиталом свыше 10 тысяч рублей. Немудрено, что появилось выражение «Если Шиловка не город, то и Волга не река».
– Простое выражение, но если вдуматься, то можно найти в нем много смыслов, – рассуждает Бурдин. – В нем – и гордость за свою родину, и сравнение значимости села со значимостью великой реки. А село это в начале века было очень большим – в нем проживало 5000 человек. Не каждый уездный город мог похвастаться такой численностью населения.
Волга много значила для жителей прибрежных сел не только как торговый путь и источник благ. Ею любовались в течение всех четырех сезонов. Летом в ней купались, отдыхали на ее островах. Зимой по ней катались на санях. Весной выходили смотреть на ледоход. Волге посвящали песни и частушки. А вот современную Волгу старожилы не любят, называют ее болотом и говорят: «Вроде, это и не наша Волга». Парадоксально, но, живя на берегу Волги, люди практически не имеют к ней доступа. С крутого берега только в некоторых местах можно спуститься к реке, но не в каждом населенном пункте. Да если и спустишься, то плавать там неудобно.
О былом богатстве этих мест, кроме воспоминаний старожилов, напоминают памятники культурного наследия: каменные здания с интересной кирпичной кладкой, деревянные дома с ажурной резьбой принадлежали в основном местным купцам. Они и храмы в прибрежных поселениях строили. Жаль, многое пострадало. В Сенгилее в годы создания Куйбышевского водохранилища в зону затопления попал Покровский собор. 21 августа этого года на берегу Волги недалеко от того места установили памятную часовню. В Шиловке был храм – его взорвали перед затоплением. В Криушах церковь не попадала в зону затопления, но местные власти под предлогом постоянных оползней взорвали и ее. Деревянную церковь села Мордово разобрали, а потом и водохранилище затопило ее фундамент. Практически утрачены даже строения возрастом чуть больше ста лет. Например, в Панской Слободе в руинах пребывает здание школы, построенное из отличного красного кирпича в 1914 году. Теперь до нее даже добраться сложно – все вокруг заросло кустарником.
О богатстве археологического наследия прибрежных сел правобережья Волги ученые говорят со слов коллег-архелогов – доцента кафедры истории УлГПУ Юрия Семыкина и заведующего отделом истории Областного краеведческого музея Марата Гисматуллина. Памятники археологии Сенгилея и Шиловки – богатейшие, ведь люди в этих местах селились со времен каменного века. А других коллег – филологов педуниверситета Михаила Матлина и Александра Рассадина – Бурдин только надеется заинтересовать этими селами. В них можно ехать с фольклорными экспедициями и записывать местные песни, частушки, старинные свадебные песни. В Панской Слободе старожилы гордятся фактом, которому уже более 80 лет – в 1934 году местный ансамбль «Краковяк» участвовал в заключительном показе смотра сельской самодеятельности в Москве. Правда, жители Криуш считают, что это был их ансамбль, но учитывая близость сел – между ними всего три километра – и тесные родственные связи, а также тот факт, что панские школьники одно время ходили на учебу в криушинскую школу, не исключено, что в составе были жители и Панской Слободы, и Криуш.
Изучая историю сел, ученые не обошли вниманием их знаменитых выходцев. Это, например, уроженка Панской Слободы монахиня Екатерина Декалина, которая служила в Симбирском Спасском Новодевичьем монастыре и была расстреляна в 1934 году за религиозные убеждения. Ее земляк Анатолий Солуянов в этом году отметил 83 года. По выходе на пенсию он по воспоминаниям нарисовал триптих – панораму старой Волги, до создания водохранилища, а также другие картины с видами Волги. Написал он и несколько книг о волжских местах. Сейчас работает над книгой о Панской Слободе «Наши корни».
– Наша работа – так сказать, история в первом приближении, – поясняет Бурдин. – Но хорошее начало положено, в скором времени в научных журналах выйдут наши развернутые статьи по истории каждого поселения.
Анна Школьная