С негодованием встретили ульяновцы новость об очередном повышении стоимости проезда в трамвае и троллейбусе – с 1 декабря билет будет стоить 17 рублей вместо нынешних 14. Мы решили выяснить, не последует ли примеру муниципального транспорта коммерческий и какова вообще сегодня обстановка в сфере городских пассажирских перевозок.

– В конце 2015 года на президиуме нашей организации мы приняли решение на весь2016 год «заморозить» стоимость проезда в автобусах на уровне 18 (дневной тариф) и 22 (ночной) рублей. Несмотря на сложную экономическую обстановку, мы держим свое слово, – рассказал исполнительный директор отраслевого союза «Транспортный альянс» Виктор Сидоренко. – В наше объединение входят транспортные предприятия полного цикла с приобретением, законодательным сопровождением, обслуживанием и ремонтом автобусов. Нам нужна стабильность сложившихся пассажиропотоков и, соответственно, показателей финансово-экономической деятельности наших предприятий. Это дает нам возможность контролировать весь процесс перевозок, а главное – снижать потери и непроизводственные расходы. За счет этого только в нынешнем году мы приобрели около 100 новых автобусов. Мы не склонны получать легкие деньги, которые можно быстро «снять» с подъема цены на проезд. Мы считаем, что отрасль пассажирских перевозок должна состоять из стабильно и качественно работающих коммерческих и муниципальных предприятий, которые в условиях честной конкуренции постоянно улучшают обслуживание горожан.

Принятый в июле 2015 года и заработавший в полную силу минувшим летом Федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров…» транспортники считают революционным. Претворение его в жизнь показало, что во многих российских городах рынок пассажирских перевозок до сих пор является стихийным. В начале октября настоящим транспортным коллапсом обернулась попытка властей Костромы ввести схему движения общественного транспорта. Сотни горожан, лишенные возможности добраться до места работы или учебы, устраивают пикеты, жалуются в СМИ и пишут письма-президенту страны. Новый порядок работы городского общественного транспорта только начинают вводить в Волгограде, Ярославле. Где-то перевозки носили нелегальный характер, не проводились конкурсы, где-то не заключались договоры с местной властью, а перевозчики не имели лицензий на право перевозки пассажиров, по городам катались автобусы, искавшие попутчиков. Попытки навести порядок порождают конфликты перевозчиков с властью с участием УФАС, заложниками ситуации остаются пассажиры. «Путин, помоги» – такую надпись составили из микроавтобусов перевозчики, вышедшие на митинг в Старом Осколе (Белгородская область) в конце сентября. Акцию протеста организовали работники местной транспортной фирмы. Компания была одним из самых крупных перевозчиков в городе, но летом 2016 года мэрия расторгла с ней договор, сославшись на плохое качество оказываемых ею услуг. В областном центре также не утихает многолетний конфликт властей с «опальными» компаниями, которым запретили заниматься перевозкой пассажиров из-за того, что они не смогли выиграть конкурс, сообщает ИА Regnum. Перевозчики заявили, что условия конкурса были составлены под определенные фирмы, в итоге и заключившие договоры с мэрией. «Опальные» маршрутки продолжили работу, и из-за присутствия на дорогах «официальных» и «нелегальных» автобусов ситуация с общественным транспортом в городе стала проблемой. Городские власти начали обвинять нелегалов в том, что из-за них муниципальный транспорт несет многомиллионные убытки, а водители маршруток отвечали, что на них совершали вооруженные нападения.

Как считают в комитете Госдумы по транспорту, основными идеями 220-го закона «являются максимально возможное сохранение сложившегося рынка транспортных услуг и необходимость взаимодействия и совместной работы органов местного самоуправления и перевозчиков». Законодатель, таким образом, признал коммерческий транспорт в системе городских перевозок. По общему признанию работников отрасли, в Ульяновске эта система выстроена, пусть и не является совершенной. Сегодня в администрации Ульяновска, опираясь на действительно сложившуюся за многие годы систему общественного автотранспорта, приступили к перерегистрации перевозчиков в рамках новых правил. Что важно, в городе это происходит без потрясений, на фоне функционирующего общественного транспорта.

Новый федеральный закон, полагают автотранспортники, поможет изжить негативный образ «маршрутчика», который сложился на фоне уродливой системы, при которой власти регулировали тарифы в сфере частных перевозок, устанавливали необеспеченные льготы на проезд, не компенсируя при этом перевозчикам выпадающие доходы. Закон №220-ФЗ четко разделил пассажирские перевозки на регулируемые и нерегулируемые. В первом случае стоимость проезда устанавливает муниципалитет с предоставлением пассажирам всех льгот на проезд с последующей компенсацией выпадающих доходов. Во втором тарифы определяют сами перевозчики исходя из своих соображений. Теперь жаловаться на нехватку денег перевозчики не смогут. Считайте свои расходы, устанавливайте свои тарифы, но знайте, что если пожадничаете, пассажир от вас уйдет на социальные маршруты, троллейбусы и трамваи – конкуренция.

Насколько важна грамотная государственная политика в области пассажирских перевозок, говорит опыт МУП «Ульяновскэлектротранс». Банкротства муниципального предприятия из-за задолженности в 90 миллионов рублей, напомним, добивается Федеральная налоговая служба, а также другие юридические лица. Транспортники обратились за помощью к городским властям, но в дефицитном бюджете денег нет. В итоге пришлось принимать очередное непопулярное решение. Однако повышение стоимости проезда в данном случае может сыграть злую шутку – велика вероятность того, что электротранспорт потеряет часть пассажиров, и тогда ожидаемая прибыль обернется новыми убытками.

Алексей КОВАЛЕВ

в газете на правах рекламы