Как сообщают западные СМИ, Пентагон решил отказаться от услуг компании «Волга-Днепр» — все контракты с перевозчиком аннулированы. Авиакорпорация из Ульяновска с помощью юристов пытается докопаться до причин решения. Однако, судя по всему, США решили сделать выбор в пользу другого эксплуатанта самолетов Ан-124 «Руслан» — украинского предприятия «Антонов».

По данным Intelligence online, ранее США, конфликтуя с Россией по разным вопросам, не затрагивали военную логистику. Однако с недавних пор «Волга-Днепр», как заявлено американской стороной, «находится в состоянии войны с Пентагоном» — транспортное командование Пентагона аннулировало все контракты с перевозчиком.

Адвокаты «Волги-Днепра» сделали уже несколько запросов, и в СМИ попал первый, правда, сильно урезанный, ответ на них. В нем, в частности, говорится, что деятельность «Волги-Днепр» «вредит американским интересам», указывается на поддержку компанией «антиамериканских режимов», вменяется «распространение оружия». Речь, вероятно, идет о возможных полетах самолетов этой компании в Сирию. В связи с этим Пентагон указывает на статью Национального закона об обороне, запрещающего правительству США «любые действия с подрядчиками российского спецэкспортера».

Компания, в свою очередь, заявляет, что совершила 13000 рейсов в интересах американских военных за 10 лет, причем в самые опасные места — Ирак, Афганистан и т.д.

При этом стоит отметить, что речь не идет об отказе сотрудничества с «Волгой-Днепром» всего Североатлантического альянса – в Европе компания по-прежнему действует в интересах стран НАТО. Здесь недавно было принято решение, у которого тоже есть политическая подоплека. Украина отказалась участвовать в совместном европейском предприятии с «Волгой-Днепром», которое занималось перевозками в интересах Евросоюза и НАТО, создала свою компанию в противовес российской и подала заявку на тендер, претендуя на заказы. Однако в начале ноября было принято решение заключить контракты и с афиллированной «Волге-Днепру» компанией, и с компанией украинского «Антонова», причем российской фирме досталось 60 процентов объемов перевозок.

Американские фирмы также по-прежнему сотрудничают с «Волгой-Днепром». В частности, компания Boeing 18 октября заказала один борт для перевозок деталей производства японского завода корпорации на территорию США. Так что речь идет только о военных связях Пентагона и «Волги-Днепра».

При этом в СМИ также сообщают, что, отказавшись от контрактов с авиакомпанией «Волга-Днепр», Пентагон решил перебросить свои заказы на украинскую компанию «Антонов». Речь идет именно о полетах на Ан-124 «Руслан». У «Волги-Днепра» их более 10, у «Антонова» — семь.

Ульяновской компании даже при всех этих «но» не легче. Из-за разрыва с Пентагоном будут потеряны грузоперевозки в Афганистан и Ирак, что подорвет финансовую состоятельность авиаперевозчика, и так загруженного меньше, чем на половину.

Все это накладывается на последние сообщения о проблемах «Волги-Днепра». Напомним, недавно сообщалось о возможной потере компанией «Русланов» из-за проблем с Украиной. Кроме того, фирма влезла в долги ради покупки 20 самолетов Boeing-747, которые используются в основном в гражданских грузоперевозках. Летом говорилось о крупных сокращениях в компании.

Отметим и другой момент: лидером по авиационным грузоперевозкам в России стала компания AirBridgeCargo, входящая в группу «Волга-Днепр». Она занимается как раз регулярными грузовыми перевозками на Boeing 747. Ее самолеты летают по всему миру – в Хьюстон, Абу-Даби, Пномпень, Сиэтл, Вашингтон, Лондон, Осло и т.д. За девять месяцев 2016 года компания перевезла почти 363 тысячи тонн грузов и почты, а «Волга-Днепр» — 21 тысячу. Причем падение перевозок «Волги-Днепра» составило 14,3 процента. Логично, что ставку руководство компании теперь делает на Boeing-747, которыми пользуется AirBridgeCargo. Объемы перевозок-то у них в 17 раз больше.

Означает ли это, что «Волга-Днепр» вынуждена будет отказаться от «Русланов»? Вполне возможно, но компания этого, видимо, тоже не хочет. Так, недавно вице-президентом группы компаний «Волга-Днепр» по продажам и маркетингу был назначен Роберт ван де Вег, ранее возглавлявший коммерческое направление в AirBridgeCargo. Именно при нем эта компания расширила рынки в Европе, Северной Америке, Азии. Возможно, с его помощью ГК «Волга-Днепр» намерена спасти свой уникальный рынок сверхтяжелых авиаперевозок, который могут обслуживать «Русланы».

Ян Гуров