Дмитрий Минаев
Рост конкуренции среди перевозчиков и внедрение ИТ-технологий вопреки обыкновению не приводят к удешевлению услуг такси в Ульяновске.

С начала нынешнего года в крупных городах России услуги такси подешевели на 20-30 процентов, подсчитали в Институте экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики. Сообщается, что многим жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени, Перми, Сочи, Казани, Нижнего Новгорода и других мегаполисов стало выгоднее добираться до работы на такси, чем на собственном транспорте. Сделать «шашечки» дешевле отчасти позволили так называемые агрегаторы заказов машин. Специальный интернет-сервис автоматически определяет местонахождение клиента и направляет к нему ближайший автомобиль, в результате сокращается как холостой пробег таксомотора, так и время ожидания машины.

По словам экспертов, появление агрегатора привело к слиянию двух сегментов рынка: такси «по вызову» и так называемых бомбил, которые ждут клиентов в оживленных местах. Теперь принять заказ пассажира может любой таксист, имеющий доступ к сервису. Роль играет лишь территориальная близость к клиенту.

Вслед за мегаполисами новые технологии приходят и в другие города. Интернет-агрегаторы вызова такси сегодня имеются у большинства ульяновских операторов такси. Сервисы набирают популярность, но все еще заметно уступают традиционным диспетчерским службам, принимающим заказы по телефону. В середине октября в Ульяновске заработал федеральный оператор «Яндекс-Такси», машину которого можно вызвать только по интернету – на сайте либо предварительно скачав на свой гаджет специальное приложение.

Прихода новичка всерьез опасались местные перевозчики, боясь демпинга и связанного с ним передела рынка. Однако тревога, судя по всему, оказалась напрасной. Тарифы нового оператора пока не сильно отличаются от действующих расценок, а по некоторым направлениям и вовсе оказываются выше.

Как отмечают участники рынка, ульяновские реалии отличаются от того, что происходит в более крупных российских городах. Перевозчики не имеют возможности сильно задирать тарифы (по крайней мере, официально) по причине низкой покупательной способности населения. Не сложились в Ульяновске и серьезные монопольные рынки, на которых водители устанавливали бы заведомо завышенные расценки на свои услуги, как это происходило ранее, скажем, на столичных вокзалах и в аэропортах.

— Потенциал для снижения стоимости услуг у нас небольшой, поэтому расценки могут падать только в результате демпинга одного из игроков с целью вытеснить с рынка конкурентов, — рассказал представитель одной из ульяновских таксомоторных фирм.

Оппоненты, в свою очередь, заявляют, что снизить себестоимость перевозок как раз способны интернет-агрегаторы. К примеру, во многих городах ушла в прошлое плата за подачу машины – водитель может находиться в шаговой доступности от клиента и не тратить деньги на то, чтобы добраться до заказчика. Однако, что примечательно, онлайн-оператор «Яндекс.Такси» в Ульяновске эту составляющую тарифа оставил – стоимость услуги определяется из расчета 49 рублей за посадку, включая первый километр пути, плюс 10 рублей за каждый последующий километр поездки.

Обстоятельства заставляют местных операторов такси перестраиваться. К примеру, часть перевозчиков уже объявила о переходе на тарификацию услуги по показаниям таксометров, которые учитывают стояние в пробках, время ожидания клиента и тому подобное. Конкуренты же остаются верны старой системе с фиксированными тарифами, считая их более прозрачными и справедливыми. Нередки случаи, говорят они, когда водители специально катают не знакомых с городом клиентов, накручивая счетчик.

Как будет дальше развиваться рынок такси, покажет время. На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, который должен установить четкие правила работы интернет-агрегаторов. Пока же перевозчикам необходимо решать проблему нестабильного спроса на свои услуги – если в дневное время и будние дни заказать такси в городе не составляет никакого труда, то в непогоду, праздники и ночью часто возникают проблемы. Одна проблема порождает другую – в это время на дорогах появляется большое количество «бомбил», которые вряд ли могут гарантировать качественную и безопасную услугу. Впрочем, некоторые агрегаторы дают возможность клиенту увеличивать стоимость поездки – к такому заказчику такси приедет быстрее, хоть и окажется заметно дороже.