Один за другим выявляются факты незаконного выставления счетов со стороны ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. При этом суды, не разбираясь в ситуации, выносят судебные приказы с требованием выплатить «долги».
Приказ вслепую
Жителям дома по улице Промышленной, 76 в течение последних нескольких лет теплоснабжающая организация «Т плюс» выставляла счета за горячее водоснабжение на общедомовые нужды (ОДН), хотя дом все это время находился под управлением УК «Аметист». Супруги Козловские оказались в числе тех, кто, зная о незаконности требований ресурсников, платить по счетам не стал. В итоге с июня 2013 года накопился «долг» в размере 5898 рублей. С лета нынешнего года «Т плюс» начала присылать в адрес семьи уведомления с требованием погасить долг, грозя обратиться в суд. Тепловики надеялись взять с «должников» хоть какие-то деньги, потому как сумма претензий от месяца к месяцу почему-то уменьшалась, достигнув к октябрю 3923 рублей, и была предоставлена возможность оплатить «задолженность» без уплаты пеней. В итоге «Т плюс» обратилась-таки в суд, и мировой судья Засвияжского судебного участка №9 издает судебный приказ «взыскать с должников в пользу ПАО «Т плюс» задолженность по оплате горячего водоснабжения, сложившуюся за период с 1.06.2013 года по 1.05.2016 года, в размере 5746 рублей 90 копеек».
«СК» уже писал («В приказном порядке» в номере за 8 июня), к каким негативным последствиям может привести введенный с 1 июня этого года упрощенный порядок взыскания долгов за жилищно-коммунальные услуги. Напомним, согласно внесенным в Гражданско-процессуальный кодекс изменениям, если сумма долга по квартплате не превышает 500 тысяч рублей, коммунальщикам достаточно обратиться в мировой суд по месту жительства должника. Тот на основании представленных документов и без вызова сторон в течение пяти дней может вынести судебный приказ о принудительном взыскании долга. Истцу теперь не нужно затевать судебные разбирательства с каждым неплательщиком в отдельности и посещать заседания. Заявления о взыскании долгов отныне они могут готовить “оптом”, после чего передавать приказы судебным приставам. Решения в таких случаях фактически принимается вслепую. Если в ходе полноценного судебного разбирательства есть возможность выслушать доводы сторон, причины появления задолженности (а они могут быть разными) и достигнуть мирового соглашения, то в случае вынесения приказа судья имеет дело лишь с бумагами, которые ему предоставили коммунальщики. А предоставить они могут все, что угодно, что и произошло в случае с «Т плюс».
Мировой судья не разобралась в деле и вынесла ошибочное решение (законодательство не позволяет называть его незаконным, поскольку приказ вступил в силу). Практически одновременно Засвияжский районный суд рассматривал иск Контакт-центра, вставшего на защиту жителей дома по улице Ефремова, 46. С 1 мая 2015 года собственники перешли под управление УК «Аметист», однако в ПАО «Т плюс» это решение проигнорировали и продолжили незаконно выставлять жильцам плату за горячую воду на ОДН. При рассмотрении дела суд вынес прямо противоположное судебному приказу решение: «Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей». Суд признал действия ПАО «Т плюс» незаконными и обязал тепловиков вернуть жительнице излишне оплаченные денежные средства.
Оплата домофонов и антенн – дело добровольное
Незаконные действия со стороны коммунальщиков выявляет и Роспотребнадзор. С начала нынешнего года в платежках одного из домов Засвияжского района появилась новая строка «Техническое обслуживание СКТ (антенна)» с оплатой 40 рублей в месяц с каждой квартиры. По жалобе жительницы Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области провело расследование в отношении УК «Аметист», в ходе которого выявило факт обмана потребителя. В исчерпывающий перечень информации, которую управляющая организация обязана указывать в платежных документах, сведения о начислении за услугу «Техническое обслуживание СКТ (антенна)» не входят. Решение о включении этого платежа должно приниматься собственниками жилых помещений на общем собрании. Однако вопрос этот жильцами дома не рассматривался и решения по нему не принималось. «Таким образом включение управляющей компанией в платежные документы в разделе «Прочие услуги» для оплаты строки «Техническое обслуживание СКТ (антенна)» без утверждения общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома является необоснованным и нарушающим право потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах», – отметили в Роспотребнадзоре, оштрафовав УК.
Кроме того, в платежных документах УК размещала недостоверную информацию о своем местонахождении.
Аналогичное нарушение было выявлено в действиях управляющих компаний ООО «Альфаком-Засвияжье» и ООО «Альфаком-У», которые необоснованно включили в платежные документы плату за обслуживание домофона. Управляющие компании какие-либо протоколы общих собраний с жильцами домов по вопросу включения в платежные документы строки «Домофон с ТКП» с квартиры не представили. В итоге управляющие компании привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.