Любой новый, неординарный и, что особенно важно, финансово перспективный проект всегда вызывает интерес. Поначалу за него хватаются, начинают его пиарить. Но, к сожалению, многие из таких проектов потом попадают в разряд заброшенных. Как, например, «Новая деревня» в Новомалыклинском районе. Почему там ничего не получилось, разбирался корреспондент «МГ».
Чудо-деревня
Сельскохозяйственный проект под названием «Новая деревня» появился в 2009 году и сразу же привлек к себе внимание. Экспериментальной площадкой для его воплощения стала деревня Александровка (Новомалыклинский район). Общая стоимость инвестиций проекта составляла более 5 млрд рублей, два из которых должны были быть вложены в создание комфортной жилой зоны и инфраструктуры. Остальные деньги предполагалось потратить на производство, возведение ферм с полным циклом работы: от выращивания кормов до переработки и реализации готовой продукции. На территории в 160 гектаров планировалось построить 160 мини-ферм и 128 жилых домов.
Уже на втором году жизни и работы «Новая деревня», по прогнозам, должна была приносить чистого доходу почти в 1 млрд рублей, а стабильная заработная плата фермера должна была составлять 100 тыс. рублей в месяц при четырехчасовом рабочем дне и перспективе получения через десять лет хозяйства и дома в собственность.
Амбициозный проект вошел в число 30-ти победителей, внесенных в «Стратегию социально-экономического развития Приволжья до 2020 года» как приоритетный.
Чуть ли не по всей стране был объявлен конкурс среди фермеров. Шутка ли?! 140 семей на место. Люди, жаждущие там работать, позарились на всё и сразу.
Горькая правда
Местным жителям тогда тоже радости перепало.
— А что? – вспоминают сельчане. – Хорошая шабашка на дороге не валяется. Подзаработать на строительстве каждый был готов. Платили не Бог весть сколько, но поначалу стабильно.
Дома для будущих фермеров росли, словно грибы после дождя. Правда, всего успели построить 21 дом.
— Что там строить-то было? – рассказывает Александр – один из местных шабашников. – Дома возводились из ОСБ – прессованных опилок, грубо говоря. Я б в такой жить не поехал. Он же, когда нагревается, будь-то летом в жару или зимой, когда топишь, весь свой химический яд выделяет. Это гробы двухэтажные, а не дома.
А вот фермы были возведены по всем правилам и требованиям технического прогресса. Племенная скотина другого отношения и не потерпела бы. В поле работала хорошая техника. Один комбайн «Джон Дир» чего стоил! В общем, хорошая жизнь на ферме длилась года полтора.
— Народ привозили на работу, — вспоминают местные. – Но потом в одночасье всё куда-то исчезло.
Сегодня хутор Александровка заброшен и позабыт. Поля поросли бурьяном, дома начали разрушаться.
— Говорят, финансирование кончилось, потому всё и заглохло, — сплетничают в соседних деревнях.
Вот так пропиаренный социализм потерпел крах на родине Ленина. Сейчас на его руинах некоторые даже пытаются хоть немного поживиться. Охрана отбивается как может. Видите ли, частная собственность. Так нам и сказали у покореженного шлагбаума:
— Проехать дальше нельзя, собственность самарской фирмы, — заявила охрана.
Зато половину полей всё же забрали как земли области, отдав их тем, кто на деле работает. Таков закон.
«Пирамида»
Почему же свернулся проект? Ведь еще в 2009 году местные и даже федеральные СМИ писали о «Новой деревне» как об удачной идее возрождения российского села. Однако год спустя те же СМИ закидывали её инициаторов камнями. Антигероем «большой аферы», как теперь называют хутор Александровка, был признан идейный вдохновитель проекта, ныне опальный Юрий Шевченко. С тех пор следы его затерялись. Мы пытались его найти, но это было тщетно.
Учитывая, что «Новая деревня» всё же наделала много шуму по всей стране, мы, пытаясь выяснить причины её провала, обратились на кафедру концептуального анализа и проектирования (КАиП) Московского физико-технического института, где ученые с 1991 года занимаются продвижением инноваций и высоких технологий. И вот что нам там пояснили:
— Изначально «Новая деревня» представляла собой структуру, похожую на знаменитую пирамиду Мавроди «МММ». Кооперация заключалась в следующем: фермеры, которые входили в пирамиду «в чем мать родила», получали всё, но платили за это кабалой: тот же кредит, только под контролем и колпаком. Иными словами, люди 10 лет не имели права контролировать свой бюджет. Их задача была только работать и приносить прибыль агрохолдингу, выступающему гарантом кредитных обязательств. Каждый новый входящий вкладывал в систему свой труд в его финансовом эквиваленте и банковский займ. Так должна была формироваться и разрастаться пирамида, которая и дала бы те самые отпочкования в виде новых мини-ферм. В выигрыше, конечно же, остаются те, кто у руля. Именно так планировалось компенсировать вложенные 20% инвестиций. Оставшиеся 80% на развитие принесли бы сами люди. Однако такая форма образования неустойчива. Что и показало время.
И всё же идея «Новой деревни» не умерла совсем. Так, на просторах интернета можно найти немало организаций, которые просчитывают аналогичные проекты для желающих. Стоимость таких услуг в среднем варьируется в пределах 30 млн рублей.
— Про «Новую деревню», конечно же, наслышан, — рассказывает Геннадий Кранц – сотрудник одной из проектных фирм. – С инициаторами согласен лишь в одном: новое всегда нужно создавать на новом месте. Однако всё должно иметь свою реальную цену. К примеру, мы относительно недавно разрабатывали проект эко-деревни в Подмосковье. Так вот, чтобы жить там и развиваться, желающий должен приобрести дом с участком, стоимость которых вкупе – порядка 3,5 млн рублей минимум.
У специалистов в области сельского хозяйства на деревню есть свой будущий взгляд.
— О том, что село вымирает и его надо спасать, говорят уже много и долго. Причина простая – отсутствие работы и поддержки. Даже те, кто трудится, сталкивается с проблемами сбыта. По роду своей деятельности много общаюсь и с фермерами, и с крестьянами. Люди соскучились по работе. Но всё упирается в занятость. Думаю, вернуть людей в село можно, значит, и поднять его можно, вернувшись в первую очередь к четкому и жесткому планированию, — считает Андрей Черкасов. В начале 2000-х годов он был замом губернатора по сельскохозяйственным вопросам, а позже руководил Управлением Россельхознадзора области.
Выходит, новомалыклинская Александровка – вроде как и ни афера, а скорее плохо просчитанный проект светлого социалистического будущего, не выдержавший капиталистического натиска настоящего. Есть подозрение, что мы еще о нем услышим и совсем скоро.
Ольга ФИЛИППОВА
Луч тьмы
Знакомый инвестиционный “пук”. Традиционный, можно сказать.
Жан Миндубаев
“У специалистов в области сельского хозяйства на деревню есть свой будущий взгляд.”
Ну, переведите мне на русский язык эту замечательную фразу, а?
бездельник
Вообще то специалисты в области сельского хозяйства считают, что действующих программ и проектов в этой области вполне достаточно
сельчанин
Верно подмечено, что село вымирает и обезлюживается. Занятость и доходы нулевые. Жан, давайте обсудим,что можно реально сделать для тех людей, кто не уехал, не помер, но гол как сокол. Дйте мне свои координаты я вышлю Вам предложения. мой телефон 89025883719
дочь Охфицера
— Проехать дальше нельзя, собственность самарской фирмы, — заявила охрана.
Ульяновская область, р-н Новомалыклинский, западная часть п. Александровка
Тип:Земельный участок
Кад. номер: 73:10:000000:52
Кад. квартал:73:10:000000
Статус: Учтенный
Адрес:Ульяновская область, р-н Новомалыклинский, западная часть п. Александровка
Категория земель:Земли населённых пунктов
Форма собственности:-
Кадастровая стоимость:174 510 237,76 руб.
Разрешенное использование: –
по документу:Для малоэтажного жилищного строительства
ГДЕ ТАМ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ???
Владимир I
Да полно вам, Захар Мисанец, давить на общественное мнение столь нежным шуршанием журналисткой юбки. Для этой темы, если вы, конечно, хотите справедливого результата, требуется минимум областной прокурор.
Прокурору же я рекомендую посмотреть интервью журнал «Эксперт», №27 (712)/12 июля 2010 В нем обозначил себя главный виновник инвестиционного торжества. Человек хорошо вам знакомый ( на снимке – в центре). И вот что он сказал:
— В правительстве Ульяновской области проекту «Новая деревня» присвоили статус приоритетного. Это дает инвесторам право на освобождение от налогов от пяти до восьми лет на транспорт, прибыль, имущество, субсидирование процентных ставок по кредитам, возмещение затрат на обучение и переобучение, проведение инженерных работ по обеспечению инфраструктуры. И все эти льготы за счет регионального бюджета.
Господин прокурор, вы обратили внимание на эту фразу: «И все эти льготы за счет регионального бюджета».
Вас не посетила мысль на счет того, чтобы восполнить потери регионального бюджета? Нет ли у вас желания спросить с С.И. Морозова где обещанное:
Приобретение земельного участка
• Строительство 28 жилых домов
с благоустройством
• Мясоперерабатывающий завод
с мощностью 12 т продукции в смену
• Молокозавод мощностью до 5 т
продукции в смену
• Комбикормовый завод мощностью
до 25 т продукции в смену
• Сельхозтехника
• 9 свиноферм
• 4 коровьих фермы
• 1 козья молочная ферма
• 1 рыбная ферма
• 4 птицефермы
• 1 овцеферма
• Приобретение 10 автопавильонов, укомплектованных торговым
и холодильным оборудованием
на базе 5-тонных автомобилей
• Административный центр
• Наружные и внутренние сети
• 100 жилых домов с благоустройством
• 36 свиноферм
• 19 ферм крупного рогатого скота
• 10 молочных козьих ферм
• 25 птицеферм
• 30 овцеферм
• 14 рыбных ферм
• 80 автопавильонов с торговым
и холодильным оборудованием
• Торгово-развлекательный центр
с кинозалом
• Школа на 100 мест со спортзалом
• Ясли-сад на 90 мест
• Спорткомплекс
А еще где лаборатория по экстракорпоральному оплодотворению коров стоимостью в 1 млн.евро. Запуск лаборатории её планировался на базе проекта «Новая деревня» Об этом грандиозном проекте поведало миру ИА DairyNews в рамках выставки «Золотая осень-2010» Главный фокус миллиардного проекта состоял в том, что «одна корова, выступая донором может давать до 200 эмбрионов в год». Не корова, а курица-несушка, выращенная под лозунгами «Ульяновск – на взлет» и «Роди патриота».
Сколько бюджетных денег ушло за 11 лет на бредовые идеи! Сколько авантюристов обогатилось в Ульяновской области?
Если хотите узнать точную цифру, господин прокурор, спросите вот у этих людей на фото.
В принципе, ответ и ненужен
Интересно почему все таки Ю.Шевченко не имеет диплома о высшем образовании, ни аттестата о среднем – сколько же классов он окончил? Такое трудное детство? Шесть или все таки восемь классов он все таки должен был окончить. Если 4, то тоже неплохо! А вот ещё вопрос – откуда в России у таких людей есть возможность фотографироваться аж вместе с Путиным на мероприятиях, и затем например запросто объяснять министру С\Х РФ(тогда Гордееву) о преимуществах космических кормушек для свиней, перед обычными? Быть директорами миллиардных проектов? Почему Ульяновская область уже 15 лет, является на деле лишь пилотным проектом для разного рода распиаренных проходимцев? Чем она их так притягивает? Симбирскими ципочками? Или пилотной землёй в Чердаклах, за которую уже начали получать навар в 10 кратном размере нужные люди?