Все дети рождаются одинаковыми. И от того, каким было их детство, зависит вся их дальнейшая жизнь. Если оно было добрым, теплым и солнечным, то такие дети вырастут добрыми, отзывчивыми людьми, способными чувствовать боль и страдание тех, кто слабее их. Они никогда не раздавят ползущее по дорожке насекомое, а обойдут его или отнесут в траву. Они не станут издеваться над беззащитными животными, не станут губить живую природу, а будут бережно к ней относиться.

А те дети, которые росли в атмосфере зла, жестокости и ненависти ко всему живому, станут злыми, жестокими и равнодушными. У них никогда не возникнет желания любоваться красотой природы, наблюдать за её интересной и увлекательной жизнью. Такие люди живут как роботы в каком-то синтетическом мире.

Моё детство прошло в бабушкином саду. Как приятно было находиться в нём в любое время года! У меня была уникальная возможность наблюдать за пробуждением природы весной, начиная с первых проталин в марте, радоваться появлению молодой травы, проснувшимся после долгой зимы насекомым. В конце апреля распускались трогательные сине-голубые сциллы, посаженные моим отцом-биологом в день моего рождения, и с тех пор ставшие самым главным для меня подарком в этот день.

А потом сад становился бело-розовым от цветущих яблонь, слив и вишен. И как приятно было отдыхать после обеда под ними, когда на лицо падали мягкие ароматные лепестки, овеваемые ласковым ветерком.

Потом наступало жаркое лето, наполненное запахом многочисленных цветов, свежей густой травы, ароматом первых ранних яблок, наблюдениями за жизнью насекомых, для которых сад становился родным домом.

Не менее прекрасным сад оставался и осенью, как в золотую пору, так и в самое предзимье, когда казалось, что любоваться уже нечем.

Но мне было интересно в нем находиться и в самые хмурые и серые дни.

А потом наступала зима, сад утопал в сугробах, которые так красиво искрились под зимним солнцем. Было так хорошо, свежо и радостно гулять в нем и любоваться птицами, которые прилетали в наш сад.

И, конечно же, у нас всегда были и кошки, и собаки, постоянное общение и игры с которыми были частью моей жизни.

Такое детство я называю счастливым, поскольку у меня никто не отнимал возможности общения с настоящей природой, с её жизнью. Как хорошо, что мои родители – биологи и бабушка, работавшая в молодости сельской учительницей, понимали это и сделали любовь к природе главной в моей жизни.

А что видят дети сейчас? Начиная с весны, их лишают возможности любоваться пробуждением природы, поскольку ее начинают губить, как говорится, на корню. Траву скашивают до самой земли, не давая ей расти, деревья спиливают, животных уничтожают. И все это на глазах у детей.

Из детских садов убрали живые уголки. Такое раньше в голову никому не приходило. Было время, когда у каждого детского сада была дача, на которую на все лето вывозили детей. Вот это действительно была забота о детях. Они три месяца жили на свежем воздухе, у них была уникальная возможность жить на природе и общаться с ней. Никто не отнимал у них этого права, и они возвращались в город окрепшими, загорелыми, полными впечатлений от непосредственного общения с насекомыми, птицами и животными. Они становились от этого добрее и внимательнее к окружающему миру.

Вот какие традиции надо возрождать, а не прятать природу от детей, как будто это опасно для них. Наши чиновники считают, что даже деревья и трава несут угрозу для жизни и здоровья детей. И потому так называемое «благоустройство» территорий детских садов и детских площадок начинается со спиливания деревьев и скашивания травы.

Такое агрессивное отношение к живой природе со стороны взрослых оказывает крайне негативное влияние на детей.

Большинство родителей хотят, чтобы их дети выросли добрыми и отзывчивыми людьми. Понимая это, они с раннего возраста учат детей любить живую природу на своем личном примере. Начиная с первых прогулок вдоль газонов с высокой травой и скромными, но очень трогательными дикорастущими цветами они рассказывают о них малышам и приучают их не рвать эту красоту, а просто любоваться ею. Также вместе с ребенком они обойдут на дорожке любое насекомое, не позволят раздавить маленького лягушонка, погладят котенка, приласкают щенка, покормят их вместе с малышом. Это и есть первые уроки доброты, которые получают дети от своих родителей. Но у них на пути тут же появляются коммунальщики и чиновники, которые ими руководят. В отличие от родителей они преподают малышам предметные уроки жестокости. Именно такие «педагоги» калечат детей, сея в их души семена зла и ненависти ко всему живому. Этих так называемых «педагогов» дальнейшая судьба детей совершенно не интересует.

Всё лучшее – детям. Эту фразу мы часто слышим от чиновников всех уровней. Но почему-то в это понятие вкладывается только товарно-денежный смысл. В ходе всяких акций детям дарят различные подарки, обеспечивают их одеждой, обувью, канцтоварами. Это, конечно, хорошо, но главное все-таки в другом. Все лучшее для детей – это общение с живой природой. её познание. И это главное чиновники у детей уже отняли и продолжают отнимать.

Слушая выступления наших чиновников, я обратила внимание на то, что в них ни разу не прозвучали слова «добро» и «доброта».

Видимо, в их лексиконе эти очень важные и по сути главные слова отсутствуют. Мне пришлось убедиться в этом на практике.

Ещё в 2003 году мне посчастливилось познакомиться с народным артистом России, руководителем всемирно известного Театра кошек Юрием Дмитриевичем Куклачевым и посмотреть его спектакль. Ещё до начала представления в фойе ощущалась радостная атмосфера. Дети всех возрастов, даже самые маленькие, вместе с родителями, бабушками и дедушками охотно покупали его книги «Школа доброты», видеофильмы с записями спектаклей и значки. В центре фойе стоял небольшой помост. И вдруг минут за пятнадцать до начала к своим зрителям вышел сам Юрий Куклачев в своем сказочном наряде. Видели бы вы, как его сразу окружили и взрослые, и дети. Стоя на помосте, он подписывал книги и открытки. И это неудивительно. От него так и веяло добротой и искренностью. Сразу было видно, что он любит своих зрителей – и больших, и маленьких.

Юрий Куклачев еще несколько раз приезжал в Ульяновск, и мне всегда удавалось встретиться с ним.

Я решила попытаться добиться издания его книг «Школа доброты» и в Ульяновске. Дело в том, что Министерством образования России уже давно разработана новая единая модель начального образования: «Школа знаний, доброты и здоровья». В нее наряду с другими книгами вошли и книги Юрия Куклачева. Это задушевный разговор с детьми о любви, чуткости, милосердии. О том, как животные воспитывают волю человека, закаляют его дух, развивают наблюдательность, учат вежливости, правилам поведения…

Я обращалась к властям с просьбой издать эти книги и в нашем городе. В полученных отписках мне сообщали, что денег на издание книг нет. Тогда я решила обратиться в министерство образования Ульяновской области и передала в приемную папку с книгами «Школа доброты», книгу о Театре кошек и свои статьи по этой тематике. Периодически звонила, и мне отвечали, что сотрудники знакомятся с материалами. Прождав год, я снова позвонила в приемную регионального министерства образования, где мне ответили, что денег на издание книг нет. А на мою просьбу вернуть мне переданные материалы я получила ответ, что статьи потерялись, а книги кто-то взял для своих детей. Такого я не ожидала. Получается, что детям чиновников эти книги нужны, а остальным детям города и области — нет.

Я не верю в ссылки на отсутствие денег. Почему-то ежегодно выделяются миллионы на уничтожение животных, а в последние годы по всему городу неизвестные люди разбрасывают приманки со смертельно опасным ядом, от которого животные погибают в муках прямо на месте на глазах у наших детей.

Получается, что на злые дела деньги с лёгкостью находятся, а на добрые — нет. Глядя на взрослых, которые всё это творят, их примеру следуют и дети, «развлекаясь» издевательством над беззащитными животными, причем с такой особой жесткостью, что приходится удивляться, откуда в детских душах столько озлобленности и ненависти.

А это результат деятельности взрослых, посеявших в эти души семена зла, давшие такие кошмарные всходы.

Уважаемые взрослые! Остановитесь! Всё в Ваших руках! Есть предложение начинать учебный год в школах не с помпезных и шумных пустопорожних мероприятий, а с УРОКОВ ДОБРОТЫ. Это принесет намного больше пользы как детям, так и взрослым.

Добру нужно учить добром.

Елена Благовещенская, член Общественного экологического Совета Ульяновска