Сельское хозяйство Ульяновской области скукоживается. За последние 10 лет в регионе организациями и частниками выведено из оборота более 700 тысяч гектаров сельхозземель. Таковы первые оперативные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Специалисты отмечают тенденцию по укрупнению сельхозпредприятий и разрастанию агрохолдингов. В Ульяновской области при сокращении количества организаций на селе общая площадь земли в среднем на один объект с 2006 года увеличилась с 2,6 тысячи до 3,6 тысячи гектаров, ЛПХ – со 104 до 409 гектаров. Агрохолдинги сегодня – это латифундии, то есть власть отдельных лиц, отдельных семей над крупными земельными участками, считает доцент МСХА им. К.А. Тимирязева Игорь Абакумов. «В условиях густонаселенной местности это еще и власть над людьми, их судьбами и рабочими местами. В условиях путаного земельного законодательства и колоссальных финансовых ресурсов эта власть становится абсолютной и распространяется на формирование региональной литики в сфере АПК», – цитирует ученого журнал «Огонек». Помимо очевидных плюсов агрохолдингов в виде роста технологической оснащенности сельского хозяйства и производительности труда крупные сельхозпредприятия, отмечают эксперты, несут в себе опасность для села. Крупный аграрный бизнес нацелен на извлечение прибыли, а не на развитие сельских территорий. Укрупнение сельскохозяйственного производства нарушает права населения на сохранение образа жизни, развитие институтов частной собственности и независимых источников дохода семей. Наконец, разорение крупного агрохолдинга создает серьезные социальные и политические риски на больших территориях. Пример тому – обанкротившийся в 2013 году агрохолдинг «САХО АГРО Ульяновск», владевший 100 тысячами гектаров земли в Базарносызганском, Вешкаймском, Карсунском и Николаевском районах. Компания до сих пор не может рассчитаться с кредиторами и выплатить своим бывшим работникам (более двух тысяч человек) зарплату в полном объеме. Лишяий МИНАЕВ Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
МИШЯРИН
700 ..тысяча гектаров.. земел..сельхоз назначения..не выведена..просто не оформлена..из 700 тысяча га..мне кажется 600 тысяча обрабатывается и сеются..Наша РОССИЯ..странная страна..что бы оформлят землю фермеру ..приходится не меньше трех лет..мучатся..до 2000 годов..земли фермерам с межованием делали за пол года..без участия самих фермеров..теперь даже оформленные в те года земли ..росреестром не принзнаются..и эти земли ..считаются ..брошенными..
1
не смешите мои тапки. перепись была по бумагам из земельного баланса колхозов. все деньги пошли на охрану с подвозом, а кое где и закупку техники чиновникам. реально что сделали это подворный обход бабадусями бабаваль.
гость
Я так понимаю это один из итогов деятельности лучшего министра области Чепухина?
вовка
Прав Абакумов Игорь и насчет агрохолдингов и личных хозяйств. Слышал. что в США 2% крупных сельхозпроизводителей производят 90% всей сельхозпродукции. Естественно ведь результат труда зависит не от формы собственности а от уровня развития производительных сил. Но и мелкие товаропроизводители тоже работают, так как это вопрос национальной безопасности.
сельчанин
То что с\х скукоживается это точно. Цифры цифрами, а половина личных приусадебных участков заросли сорняком. если населенный пункт рядом с лесом, то самосев, рыжики можно собирать. Частных стадов нет, что остались коровы, то их привязывают на кол. Помещения для скота в личных хозяйствах заполнены наполовину. Сложный конечно в решении вопрос, который необходимо решать комплексно. Но вот что наводит на мысль. Большинство сельских жителей производят продукцию в личных хозяйствах в основном для личного потребления. Забивают погреба и морозильные камеры, что бы хватило до нового урожая или забоя. расширенное товарное производство бессмысленно. То что вложил, то и получил. Но учитывая то, что труд в личном хозяйстве бесплатный то и продукция обходится нам дешевле. чем в магазине, да и качество выше. А если труд будет не бесплатный, то значи эта продукция и для других будет дешевле и качественнее. Давайте оплатим труд инвалидов, многодетных родителей, родителей воспитывающих детей инвалидов, граждан пенсионного и предпенсионного возраста, которые произведут эту продукцию для таких же категорий населения. Это здорово поддержит всех товаропроизводителей как мелких так и крупных. Жаль, что эта идея считается дебильной.
Кто сегодня развивает АПК
На сегодняшний день официально опубликованы первые предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Первые выводы – есть заметные структурные сдвиги в отечественном АПК. Сократилась численность сельхозтоваропроизводителей, при этом увеличились площадь хозяйств. Такая тенденция отмечается как в общероссийском масштабе, так и в Ульяновской области.
Однако в опубликованных предварительных итогах ВСХП-2016 нет данных по общей земельной площади сельскохозяйственных угодий, тем более, о якобы выведенных из оборота в Ульяновской области, о чем сейчас идет спекуляция в некоторых СМИ.
Наоборот, за последние годы в Ульяновской области отмечается тенденция к расширению площадей обрабатываемых земель. Так, по сравнению с 2006 годом посевные площади увеличены на 234 тыс. га или на 30% и составляют сейчас 1 млн. 10 тыс. га.
Что касается агрохолдингов…
Разберемся в аргументах спора о “правильном” пути развития аграрного сектора – агрохолдинги или хозяйства из числа малого и среднего бизнеса.
Сегодня вопреки тем, кого совсем не радуют достижения аграрного сектора Ульяновской области, наши крестьяне наработали более чем не плохой опыт по восстановлению отрасли, возделыванию некогда брошенных земель, внедрению современных технологий в растениеводстве и животноводстве.
При этом региональная власть ставит своим приоритетом поддержку аграриев. За 2016 год в рамках всех государственных и областных программ сельскому хозяйству было выделено из бюджетов всех уровней порядка 1,6 миллиардов рублей. И надо понимать, что просто так никто средства тратить не будет, каждая копейка возвращается жителям Ульяновской области собранным урожаем, нашей продовольственной безопасностью, рабочими местами на селе и стабильной заработной платой.
Если говорить форме собственности и масштабах бизнеса, при которых сельское хозяйство будет эффективным, то однозначного ответа нет. Опыт последних лет показывает большой потенциал среднего и мелкого бизнеса. И по мнению заместителя директора департамента экономики и финансов регионального агарного ведомства Михаила Монина, это должен быть полностью местный инвестор.
Можно обратиться к жизненному примеру – холдинг РуснРусСантимир, САХО. Как поясняет Михаил Монин, в первые годы своей работы, придя на пустующие земли, они показывали хорошие показатели, высокую заработную плату, приобретали современную технику. Однако, в силу своих масштабов, разбросанности и разделённости земельных участков и поэтому трудностей в управлении, большой кредитной нагрузки, моноотраслевого характера деятельности они первыми и не смогли “встроиться” в реалии экономики сельского хозяйства. Свою лепту внесла засуха в 2010 и 2012 годах, от которой преимущественно растениеводческое направление холдинга не смогло оправиться.
И надо быть через чур уж большим пессимистом, если не злопыхателем, чтобы на основании процедуры банкротства отдельного предприятия выносить приговор всему региональному АПК.
Опять сошлемся на мнение, высказанное замдиректора департамента экономики и финансов ульяновского Минсельхоза Михаила Монина, большое количество местных инвесторов формируют совершенно иную общую картину сельскохозяйственной отрасли региона – сильной, развивающейся, перспективной. Можно назвать ООО «КФХ «Возрождение» в Чердаклинском районе, которое за счет своих средств успешно развивает молочное животноводство и уже сейчас довело поголовье молочного стада до 1230 голов. Аналогично успешными инвесторами можно назвать ООО «Агро-Нептун» Новоспасского района, ООО «Агро-Инвест» Радищевского района, СПК имени Крупской Мелекесского района, СПК имени Калинина Вешкаймского района, КФХ Дубенки Майнского района, сельхозпредприятие «Волжанка» Ульяновского района и многие другие.
По большому счету, любое сельхозпредприятие, которое стабильно засевает свои площади, поддерживает и увеличивает поголовье, выплачивает заработную плату, можно назвать внутренним инвестором. Потому, что даже простое воспроизводство, не говоря уже о расширенном, требует вложения инвестиций. Приведем одну цифру: ежегодно наши сельхозпредприятия инвестируют в развитие бизнеса (приобретение техники, поголовья скота, семян, запчастей, удобрений) порядка 15 млрд. рублей.
Вот о чем говорят специалисты, которые досконально знают показатели работы регионального АПК, а не извлекают цифры из недр интернета.
В последние годы, и статистика это подтверждает, основой движения вперед для сельского хозяйства Ульяновской области становятся фермерские хозяйства. Это легко подтверждается статистическими данными: за 10 лет (с 2004 по 2015 годы) производство продукции сельского хозяйства в Ульяновской области в сопоставимых ценах возросло на 34,2%. При этом в сельхозорганизациях оно выросло на 38,4%, в личных подсобных хозяйствах населения – на 5,7%, а фермеры обеспечили рост в 5,7 раза.
С искренней благодарностью за непосильный крестьянский труд.
Аноним
посчитайте сколько обанкроченных сельхозпредприятий например птицефабрик в АПК и других заводов АПК, спросите при этом как с людьми поступили
Иван
Эх Вы, “через чур”…
Ндааа…
Есть такое подозрение, что скоро все сельхозугодья России поделят на феоды и наберут туда крепостных…
А лет через 10,,…
новые правители страны,будут по-прежнему разваливать страну и вались всё на морозовопутеных!
зНАЮЩИЙ
Да некогда Минсельхозу заниматься развитием отрасли!!! Пиар, гламур бывшего министра зашкаливает! Насоздавали разных агентств, которые непонятно даже для сотрудников МСХ чем занимаются – исполняют личные поручения шефа, да дублируют функции МСХ, осваивая деньги. Столько единиц передали из МСХ в Агенство и набрали случайных близких людей, которые постоянно добавляются!А профессионалов-специалистов из МСХ просто выжили, зато бухгалтерию развели на каждую операцию!Ужас! И никто это не остановит, просто потому что красивые картинки рисуют и преподносят.