Администрация Ульяновска указывает на отсутствие правовых оснований для возникновения прямых договорных отношений между ОАО «Ульяновскэнерго» и жильцами многоквартирных домов.

«СК» уже неоднократно писал о сложившейся в Ульяновске сомнительной практике прямых отношений между ОАО «Ульяновскэнерго» и собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах (МКД). Суть в том, что энергокомпания, расторгая в одностороннем порядке договоры с управляющими компаниями, самостоятельно выставляет потребителям счета, включая в них плату за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН).

Между тем, как пояснили в Контакт-центре при главе Ульяновска, нормами действующего жилищного законодательства прямые договорные отношения между потребителями и ресурсоснабжающими организациями возникают только в трех случаях. Во-первых, при непосредственном управлении собственниками МКД; во-вторых, когда способ управления МКД не выбран либо выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Постановления правительства РФ № 354 от 6.05.2011г.; в-третьих, когда срок действия договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона N2176-ФЗ (30.06.2015), между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, не истек или ни одна из сторон не отказалась от исполнения договора. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, в том числе израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Такие выводы изложены в решении Верховного суда (ВС) РФ от 5.05.2014 года №АКПИ14-197, Определении ВС РФ от 6.07.2015 года по делу № 310-КГ14-8259 и №А68-1080/2014.

– В ситуации с ОАО «Ульяновскэнерго», скорее всего, речь можно вести лишь о прямых расчетах между РСО и потребителями ЖКУ. «Прямые расчеты» – это внесение потребителем платы за коммунальные услуги через платежных агентов (или напрямую) непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации (РСО), которая осуществляет поставку коммунальных ресурсов по договору или без него исполнителю коммунальных услуг (УК, ТОК, ЖСК). При этом подобные правоотношения не влекут возникновения договорных отношений между потребителем и РСО. Важно отметить, что принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК, ТОК или ЖСК, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения. Соответственно, плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, должна вноситься исполнителю даже при наличии прямых расчетов с РСО. Такие расчеты регламентируются статьей 155 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 354, – пояснил директор МБУ «Контакт-центр при главе Ульяновска» Денис Седов.

Основание и алгоритм перехода на «прямые расчеты»
Основанием для перехода на прямые расчеты с РСО является решение общего собрания собственников помещений в МКД (членов ТСЖ, ЖСК), принятое в соответствии с требованиями Жилищного кодекса (ЖК) РФ. Такое решение не требует согласования с органами публичной власти, а также с правлением товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, управляющей либо ресурсоснабжающими или другими организациями. Принятие такого решения является обязательным для всех потребителей.

Необходимо:
– провести общее собрание собственников помещений МКД, на котором вынести вопрос: «Изменение порядка внесения платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение) путем оплаты непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)»;

– определить на собрании дату перехода;

– направить копию протокола общего собрания в адрес исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации, ТСЖ, ЖСК) и ресурсоснабжающей организации.

Платежные документы
С учетом того, что управляющий МКД сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг, на него распространяется действие пп. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому именно исполнитель обязан производить расчет размера платы за коммунальные услуги. Поэтому осуществлять выставление платежных документов должен именно исполнитель коммунальных услуг в лице УК, ТСЖ или ЖСК (в платежке должны и могут содержаться лишь реквизиты РСО). Аналогичные выводы изложены в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 года по делу № А17-7605/2014. В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату ком-муцальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС Западно-Сибирского округа поддержал орган Госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.2015 года № Ф04-18454/2015).

Ответственность
В настоящее время деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит обязательному лицензированию. Управляющие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, должны иметь в наличии заключенные договоры с РСО на предоставление коммунальных услуг населению. Минстрой РФ в своем письме №35750-0/1/04 от 5 ноября 2015 года дал разъяснения, в которых обозначил, что у управляющей компании обязательно должен быть заключен договор с РСО, поскольку это является обязательным лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ). Представляется, что при отсутствии таких договоров УК могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по статьям КоАП РФ 7.23.3. Алексей КОВАЛЕВ, при содействии пресс-службы администрации Ульяновска