Василий Мельник
Ульяновскими экспертами доказано, что при расчете стоимости горячей воды, подаваемой потребителям по открытой системе от ТЭЦ, уже три года делается подмена, и жители города переплачивают за этот ресурс в размере примерно 50 процентов.

«СК» раньше уже писал об этой проблеме, попутно поясняя, что такое закрытая и открытая системы горячего водоснабжения. В двух словах напомню. Закрытая система – это когда горячая вода готовится специально для целей горячего водоснабжения и подается в жилье по отдельной от отопления трубе. При открытой же системе она готовится в процессе работы ТЭЦ по выработке электроэнергии и поступает в дома по одной с отоплением трубе, как часть теплоносителя. При этом вода предварительно подогревается на ТЭЦ отработанным паром примерно до 30 градусов и подвергается химической очистке и спецподготовке до параметров, отвечающих установленному нормативно-правовыми актами качеству. В связи с тем, что в закрытой системе до нормативных 65 градусов нагревается холодная вода средней температурой 9,2 градуса, а в открытой – химически очищенная вода (теплоноситель) температурой 30 градусов, энергии во втором случае требуется меньше, и горячая вода, соответственно, обходится потребителям дешевле. Этой экономией, в частности, и хороши ТЭЦ.

Законодательство, регулирующее ГВС, между тем постоянно менялось, подлаживаясь, вероятно, под интересы энергетических монополий. В одни акты вносились поправки, другие переделывались почти полностью, третьи отменялись. Пока не появиллось Постановление правительства России под №129 от 14.02.2015 г. о внесении очередных изменений, которые по сути перечеркнули открытые системы горячего водоснабжения, запретив с 1 января 2022 года их использование. То есть до 2022 года все они по России должны быть переоборудованы в закрытые. Осталось пять лет. Инженер-теплотехник Виктор Васильев, работавший в прошлом директором предприятия «Ульяновские теплосети», а позже председателем горисполкома, считает поставленную 129-м постановлением задачу бредом. Чтобы ее выполнить, нужны колоссальные деньги. Горячая вода по открытой системе подается 75-80 процентам всех потребителей страны, и во всех регионах предстоит проложить новые трубы для ГВС, а это тысячи и тысячи километров. Васильев предполагает, что делать все это никто не собирался изначально, 129-е же постановление выпущено совсем с другой целью – корыстной.

Дело в том, что до появления этого закона тариф на горячую воду в закрытой и открытой системах рассчитывался по разным формулам, что для открытой системы и обеспечивало более низкую стоимость воды. 129-е постановление упразднило понятие открытой системы, а вместе с ним и формулу расчета тарифа, оставив для всех случаев один способ, тот, что используется в закрытых системах, где для подогрева воды энергии требуется больше, поскольку греется она не от 30 градусов, как в открытых, а от 9,2 градуса. Эту единственную формулу и стали применять при подаче ГВС от ульяновских ТЭЦ, хотя вода от них как подавалась по одной трубе с отоплением, так и подается. Происходящее с тарифами Васильев называет мошенничеством.

По поводу отказа от открытых систем ГВС и махинаций с ценообразованием он направил обращение премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором написал, что положения 129-го постановления преждевременны. Эта работа требует длительной и детальной подготовки, публичности и огромных ресурсов, которых у регионов сегодня нет, и действие постановления необходимо приостановить. А переход на единую формулу расчета тарифа противоречит положениям термодинамики и неправомерен. Из аппарата главы правительства обращение было перенаправлено в Министерство строительства и ЖКХ России и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Минстрой ответил отпиской, сославшись на то, что разрабатываемые в регионах схемы теплоснабжения в целях перехода на исключительно закрытую систему ГВС размещаются на официальных сайтах профильных ведомств, следовательно, обсуждение носит публичный характер. ФАС же признала, что тариф на ГВС при открытой системе должен рассчитываться по своей специальной формуле, о которой и говорит в обращении Виктор Васильев. Что касается отказа с 2022 года от этой системы, то данный вопрос находится в ведении Минстроя, сообщила антимонопольная служба.

В последние недели Васильев подготовил пособие для собственников жилых помещений и управляющих организаций с формулами расчета и рекомендациями добиваться возвращения к достоверным цифрам, для чего в теплосчетчики необходимо включение температурного параметра в 30 градусов вместо 9,2, который в них заложен сейчас. Но собственники квартир, наверное, слишком слабы в противостоянии с таким монстром, как ПАО «Т Плюс», привыкшим к многолетней безнаказанности, и защиту интересов граждан должны взять на себя, к примеру, госструктуры в лице министерства ЖКК региона, комитета ЖКХ и энергетики ЗСО, Главрегионнадзор и прокуратура. Тем более, приведение в соответствие с реальностью стоимости горячей воды, потребляемой без счетчиков, является исключительной прерогативой властей. Правда, под эгидой первых трех в области и творится то, о чем говорит Виктор Васильев, но они при этом почему-то молчат. Материальный же ущерб, нанесенный жителям области за три года только в сфере горячего водоснабжения (об отоплении – отдельный разговор), исчисляется, по самым грубым оценкам, в сотнях миллионов рублей в год. Вот так простенько и вместе с тем изящно.

Василий Мельник