В селе Урено-Карлинское (Карсунский район) «пропал» школьный автобус, и дети вынуждены ходить в школу, преодолевая 4 километра, при любой погоде. Родители бьют тревогу. В ситуации разбиралась «Молодёжка».
Уренокарлинская школа уже гремела в прошлом году на всю область в связи с ремонтом крыши, которую делали с горем пополам. И вот теперь новый фокус.

— Мой ребенок ходит в школу за 7 километров, — говорит местная жительница Зоя Якубова. — Рядом живут две девочки, которые тоже вынуждены ходить пешком в школу. Выходят из дома, когда темно, а кругом — собаки, лисы. Вчера пришел со школы ребенок соседки и заболел. На улице — какой мороз! Раньше по селу ездил школьный автобус, но с сентября его отменили.

— И мой ребенок ходит в школу за 4 км, — вступает в разговор Марина Васильевна — многодетная мать. Два года назад она купила в селе дом на материнский капитал и теперь жалеет.

— Почему наши дети должны страдать? Не буду пускать их в школу. Хоть бы до клуба автобус ходил, забирал бы наших ребятишек, — возмущается мать.

Поясним: Урено-Карлинское вытянуто примерно на 7 км. Несколько детей живут в самом конце села. На дорогу в школу уходит почти час. Возвращаются домой лишь к четырем часам дня.

Автобус у школы есть. Но он сейчас возит детей из Языкова и Базарного Уреня. Местные жители не раз обращались к руководству школы и в администрацию района. Но толку мало, одни обещания. Родители говорят, что деньги выдают на бензин, но директор школы якобы экономит.

Корреспонденты «Молодёжки» побывали в селе. В тот день было минус 16. Ученики 4-6 классов шли пешком домой.

— Очень тяжело идти. А что делать? — говорит Артем из 6 класса. — Мне 4 км до дома. Мама возмущается постоянно.

Конечно, при хорошей погоде, может быть, пройти — одно удовольствие, но, согласитесь, не ребенку 10-12 лет — в пургу да в темноте.

— Ну нет бензина, — сказал нам директор школы Виктор Мартьянов. — Не дают. За круг набегает 112 км. Расход — 36-40 литров, а выдают нам всего 25 литров. Хватает лишь до Языкова доехать и обратно. Раньше автобус подъезжал к Дому культуры и забирал ребят. Дальше ДК живут от силы 4-5 учеников.

А что это за обязаловка — забирать детей из Языкова? Ведь там есть своя школа. Оказывается, 15 языковских ребят хотят учиться именно в уренокарлинской школе. В своей им не нравится. Но и личная заинтересованность местных учителей тоже есть. Минобразования напридумывало хитрые схемы, мол, чем больше в школе учеников, тем больше финансирование (читай зарплаты). Вот и гоняются теперь все не за качеством, а за количеством. Сейчас в школе 86 учащихся. Это, по сельским меркам, много.

— Если бы не языковские, то давали бы еще меньше бензина, — говорит Мартьянов. — Раньше мы не возили их, но родители пошли к главе администрации Чубарову и потребовали школьный автобус. А я, получается, во всем виноват. Да и нет у нас в селе тех 7 км.

Справедливости ради мы прошли по тому участку. Счетчик на машине показал где-то 3,5 км до самого отдаленного дома ученика. Но и это расстояние, согласитесь, пройти школьникам, да еще зимой, тяжело.

Недавно в регионе был назначен новый министр образования Раис Загидуллин. Пусть уренокарлинская проблема станет первой задачей для новоиспеченного министра. Ведь главное — здоровье школьников, его потом не купишь ни за какие гранты.

Джурабек МУРОДОВ

P.S. В уренокарлинской школе не утихает скандал о ремонте крыши. Счета школы арестовали. К делу подключился арбитражный суд. За ноябрь учителя не получили вторую часть зарплаты. Власти винят директора в том, что плохо ремонтировалась крыша. Ему несколько раз предлагали написать заявление по собственному желанию.