В одном из недавних номеров «Молодёжки» была статья «Герой из прошлого», в которой рассказывалось о том, как более полувека назад в селе Апалиха (Майнский район) 14-летний Витя Лобин спас четырехлетнюю девочку Надю. Она тонула в речке, а парень, несмотря на холодную погоду, бросился за ней в воду, и Надя осталась жива. Прошло более 50 лет.

«Это про меня написали!»
И вот месяц назад, теперь уже 66-летний, Виктор Иванович, проживая в доме дочери, вспомнил о своем героическом поступке. Пожалел, что тогда не награждали медалью за спасание, как сейчас, и на всякий случай написал письмо губернатору Сергею Морозову: а вдруг что перепадет. Но чтобы подтвердить подвиг, необходимо найти свидетелей. А уже столько воды утекло. Да и где их искать? Пропала и спасенная Надя. Говорили, что она уехала в Ульяновск, там работала и якобы недавно умерла. На этой грустной ноте можно было бы поставить точку, если бы на прошлой неделе в редакцию «Молодёжки» не поступил звонок. Звонившая женщина прямо-таки огорошила журналистов:
— Это про меня написали. Я и есть та самая спасенная Надя…
Мы не поверили услышанному: «Так она же вроде как умерла?». В голову лезли самые разные мысли: «Может быть, это шутка какая-то?..» Но женщина сообщила много подробностей и сказала, что последний раз виделась с Витей, когда ей было 15 лет, и пообещала пригласить его на свою свадьбу. И сдержала бы слово, вот только больше его она не видела.

Унесло льдиной
Мы заинтересовалась историей, выбрали день и вместе с героиней на редакционной машине отправились на станцию Выры (Майнский район), где сейчас и проживает ее спаситель.
Наде, а вернее Надежде Викторовне Лисачевой, сейчас 56 лет. Работает она санитаром в детской больнице.
— Я уж лекарств опилась, — вздыхала она. — Волнуюсь, не знаю почему. Узнаю или нет? Даже паспорт с собой взяла. У меня, когда увидела статью в «Молодежке», сердце ёкнуло. Сразу подумала, что это про меня написано. Прочитала и прослезилась. Потом дала почитать подругам, они и посоветовали откликнуться.
Всю дорогу мы говорили о ее чудесном спасании, хотя многое она не помнит.
— Мы еще маленькими были, когда родители переехали из Апалихи сначала в другое село, а потом в Ульяновск, — вспоминает Надежда. — Пару раз я потом приезжала туда к тетке. На меня все показывали пальцем, мол, это ее спасли. Когда всё случилось, мне было 4 с половиной года. Что я могла помнить? Речка была небольшая. Началось половодье. Пошел ледоход. Я в тот день была не одна, а с братом. Сидели на берегу, бросали палки в воду. Вдруг берег провалился — и я упала в воду. Меня понесло, потом прибило к берегу. Брат побежал за матерью. Но тут меня сбило льдиной, и я потеряла сознание…

Как в индийском кино
За разговором не заметили, как подъехали к станции Выры. Найти дом оказалось непросто. В населенном пункте нет табличек с названием улиц. Какое-то секретное село.
С божьей помощью отыскали нужный дом. У ворот стоял пожилой, но крепкий на вид, мужчина.
— Наверное, он, — вздохнула Надежда и еще больше разволновалась.
Да и сам Виктор Иванович, как оказалось, был в растерянности. Не часто бывает такое!
Встреча была, как в индийском кино. Они узнали друг друга и бросились в объятия, словно родные.
— Здравствуйте! Я так вам благодарна! — Надежда прослезилась. — А я вас всё равно бы узнала. Что-то осталось от того паренька, хотя столько лет прошло.
— Вот так встреча! — не верил глазам седой мужчина. — А я часто вспоминал вас. Думал, как сложилась судьба. Ведь я отлично помню тот день…

Спасение
…На дворе стоял апрель 1965 года. У школьников были весенние каникулы. В тот день 14-летний Витька с друзьями (кстати, многие из них уже умерли) играл за селом. Заметил, как к речке подошли маленькие детишки, что-то стали бросать в воду. Вдруг один мальчонка резко бросился в сторону села. Витька заподозрил что-то неладное, хотя до речки было далеко. Не раздумывая, он побежал к берегу. Впереди показался овраг. Кое-как он преодолел его. Но на берегу никого не увидел. Парень догадался, что девочка упала в воду. Но где она? Вокруг льдины вода бурлит. Вдруг ему стали кричать люди, мол, вон она плывет.
Витька заметил что-то темное в воде, и в чём был, в фуфайке и кирзовых сапогах, бросился в ледяную речку. Схватил девчонку, прижал к себе и поплыл к берегу. Но мешала промокшая одежда. Добрался с трудом, положил спасенного ребенка на берег и хотел уже вылезти, но грунт обвалился. Парень ушел с головой под воду.
— И всё же Бог помог! — рассказывает Виктор Иванович. — Кое-как потом вылез на берег, снял с себя одежду, а девчонка лежит с закрытыми глазами и не дышит. Мне с другого берега кричат, мол, делай искусственное дыхание. А как? Это сейчас в школах ОБЖ изучают, а раньше такого не было. Мне давай на пальцах показывать. Я начал ей в рот дышать, разводить в стороны руки. И вдруг изо рта — фонтан грязи, второй, третий. Девочка задышала, открыла глаза, но молчит. Смотрю, а с горки бежит ее мамаша. Что-то кричит мне. Я встал и понес ее. Когда она взяла ребенка, то успокоилась. Я же пошел домой и на печку — отогреваться.
Виктор Иванович вспоминал историю, а Надежду Викторовну душили слезы, ведь многое она просто не знала.
Потом родители Нади по-своему отблагодарили парня. В школе Вите объявили благодарность, а в селе стали называть «нашим героем», в местной, районной, газете появилась небольшая заметка о героическом поступке подростка. Но вот медаль ему никто не дал.

Так жизнь сложилась
Много времени минуло с той поры, умерла мама Надежды, ушли из жизни многие свидетели той истории. Интересно сложилась судьба Виктора Ивановича. Он был танкистом, дорос до старшего прапорщика, служил в Монголии, Германии, объездил пол-России. Сейчас — военный пенсионер. У него три внука и внучка.
В прошлом году у него сначала умерла супруга, а после из-за перекала печи сгорел дом. На время он переехал жить к дочери, но постепенно делает у себя ремонт. Мечтает вернуться в родное село. Оно недалеко, вот только проживают там сейчас от силы 13 семей.
Примерно месяц назад он написал губернатору письмо, в котором рассказал о своем подвиге. Недавно к нему приезжали представители регионального МЧС и всё досконально записали.
… Надежда и Виктор еще долго говорили, вспоминали прошлые годы, родное село, всех знакомых и договорились встретиться весной в Апалихе, побывать на том самом злосчастном месте.
Мы же пожелали им крепкого здоровья и успехов. Надеемся, что, пусть даже через полвека, но героя наградят. Не каждый бы на месте 14-летнего паренька поступил так же. На таких поступках надо воспитывать сегодняшнюю молодежь.
На память о встрече журналисты вручили героям оплаченные редакцией квитанции на подписку на «Молодёжку», а Надежде Викторовне напомнили, что раз пошёл слух, что она якобы умерла, то, значит, будет жить сто лет. Примета такая!

Арсений КОРОЛЕВ.
P.S. Если у вас тоже есть интересные истории, поделитесь ими с читателями «МГ». Ждем ваших писем и звонков!