Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области разъясняет, на каком основании в подъезде может появиться домофон и законно ли начисление платы жильцам в отсутствие переговорного устройства.

Необходимость разъяснений вызвана большим количеством письменных и устных обращений ульяновцев в управление по вопросам качества оказания услуг домофонной связи и взимания платы за эту услугу.

«Решение о подключении и техническом обслуживании системы ограниченного доступа в подъезд осуществляется от имени и по поручению собственников многоквартирного дома, – говорится в пресс-релизе, размещенном на сайте управления. – Вопрос об установке, модернизации и обслуживании запирающего устройства, домофона должен решаться на общем собрании жильцов подъезда или дома. При этом «за» должны проголосовать не менее 80 процентов от общего количества нанимателей и собственников квартир. Решение общего собрания оформляется протоколом, обязательным приложением к которому является поквартирный список жильцов, в котором указываются: номер квартиры, фамилия нанимателя или собственника жилого помещения, а также подписи граждан, участвующих в собрании. Плата за выполнение работ по обслуживанию запирающего устройства включается в перечень услуг отдельной строкой и относится к прочим целевым сборам».

Оплата запирающего устройства не относится к плате за коммунальные услуги и государственному регулированию не подлежит, указывают в Роспотребнадзоре. Домофонная система (входная дверь с блоком питания, блоком вызова, блоком управления электромагнитного замка и блоком коммутатора) не является собственностью одного жильца, а принадлежит всем собственникам квартир, то есть является общедомовым имуществом (подпункт «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). Переговорное устройство, находящееся в квартире, является собственностью владельца квартиры (пункт 1 статьи 218 Гражданского одекса РФ). В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. Таким образом, собственник квартиры, даже не имеющий домофонной трубки, обязан оплачивать услугу домофона, делают вывод в Роспотребнадзоре.

Ранее, напомним, Роспотребнадзор выявлял нарушения в действиях управляющих компаний ООО «Альфаком-Засвияжье» и ООО «Альфаком-У», которые необоснованно включили в платежные документы плату за обслуживание домофона. Управляющие компании какие-либо протоколы общих собраний жильцов домов по вопросу включения в платежные документы строки «Домофон с ТКП» с квартиры не представили. В итоге управляющие компании были привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Дмитрий Минаев