В середине ноября суд освободил Балакишиеву из-под домашнего ареста, заменив ей меру пресечения на подписку о невыезде. Размер выявленной взятки тем временем вырос с 500 тысяч рублей, послуживших в мае поводом к задержанию Балакишиевой, до четырех с лишним миллионов, что повлекло переквалификацию обвинения на ст.290, ч.б, УК РФ (соответственно изменению размера взятки с «крупного» на «особо крупный»). Это может по идее повлечь и ужесточение наказания в случае, если суд признает инкриминируемую Балакишиевой вину.

Выпустили же подозреваемую из-под домашнего ареста, по словам ее адвоката Александра Паулова, потому, что следствие расследование дела закончило, подготовив его для направления в суд. Вчера суд начался.

В те же примерно дни часть материалов оказалась в сети. Это два сюжета из оперативной съемки, сделанной в период, когда Алсу Балакишиева попала в так называемую разработку правоохранительных органов. В них она беседует со своим бухгалтером, курит и обсуждает тихим голосом судьбу денег, которые бухгалтер ей принесла – кому направить, как это сделать, с кем переслать и проч. Комментаторы в сети говорят о суммах, фигурирующих в видеороликах, как о тех самых взятках, переданных Балакишиевой, но это-то, на мой взгляд, как раз и неочевидно. Уголовный кодекс в той самой статье 290, которая вменяется Балакишиевой, определяет это правонарушение следующим образом: «Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе…».

То есть 500 тысяч, с которых все началось, были представлены как взятка от одного из предпринимателей за содействие в его победе в конкурсе на получение строительного госзаказа, но непонятно, какое отношение к этому могла иметь Балакишиева. Она. не занимала никакой должности ни в органах, управляющих строительной сферой региона, ни в ведомстве по организации и проведению подобных конкурсов. Она была депутатом ЗСО, в котором возглавляла комитет по бюджету. То есть в силу депутатских полномочий со строительной отраслью она не пересекалась и формально не могла действовать в этой отрасли в интересах «взяткодателя», как и против этих интересов. Сюжет, в общем, слегка напоминает историю экс-министра строительства области Михаила Шканова, которого пытались обвинять во взяточничестве за содействие в получении гражданами бюджетных грантов на развитие малого бизнеса, распределение которых было не в его компетенции.

В двух видеороликах, появившихся в сети, речь о происхождении денег не идет. Просто какие-то деньги, которые кто-то для кого-то или чего-то передал. Может, это по части фонда по восстановлению сгоревшей в Прислонихе церкви, председателем которого она являлась. Или средства, передававшиеся в фонд партии «Единая Россия», которые Балакишиева должна была кому-то переслать, а она была главой и этого фонда. Тем более, как следует из видео, переслать их надо было в Москву. Зачем взятку за, условно говоря, победу в конкурсе на получение областного госзаказа пересылать в Москву? В общем, как и в деле Шканова, в этом много вопросов и пока ни одного ответа. Адвокат Балакишиевой расценил появление видеороликов в сети как злонамеренное нарушение тайны следствия, ведь даже они, адвокаты, получив материалы на ознакомление, дали подписку о их неразглашении, и Паулов 21 ноября подал заявления о возбуждении уголовного дела по этому факту в Генеральную прокуратуру, ФСБ и СК РФ.

Комментаторы между тем обращают внимание, что задержали Балакишиеву весной в тот самый день, когда были объявлены результаты первичного голосования в «Единой России», определявшего имена кандидатов на включение в партийный предвыборный список, где Алсу Харисовна заняла третье место. При этом экс-глава Ульяновска Марина Беспалова финишировала на праймериз лишь пятой. И вот она, дескать, могла испугаться, что на выборах в сентябре в Госдуму не попадет. В итоге были включены некие неведомые рычаги, соперница Беспаловой по выборам была задержана за «взятку» и мгновенно сведена с дистанции, а Беспалова стала депутатом. Сейчас же возникла необходимость довести сюжет внутрипартийной конкуренции до полностью криминального и не дать Балакишиевой отыграться.

С этой целью нужно предотвратить включение в игру на стороне Балакишиевой высокопоставленных фигур в Ульяновске и Москве, для чего при обнародовании материалов из уголовного дела некоторые из этих фигур в качестве предупреждения называются по фамилиям. Вбрасывается же все это в сеть, по мнению наблюдателей, еще и с дальним прицелом – на продолжение большой войны Беспаловой с главой области Сергеем Морозовым. Вот так все запутано, и получается, что Алсу Балакишиева в этих баталиях – как бы всего лишь игрушка. Или что?

Андрей СЕМЕНОВ