На одной из площадок Ленинского мемориала должны выставить советские мотоциклы и автомобили.

Гараж для Дома-музея
Прошлым летом Ленинский мемориал впервые показывал своим посетителям коллекцию ретромотоцикпов. Выставка имела немалый успех. По ее итогам было принято решение о создании в учреждении сектора мотоавторетротехники. Созданное подразделение должно получить и свою постоянную экспозицию.

Разместится она, рассказал нам руководитель сектора Андрей Степанов, не в стенах самого Мемориала, а на улице Ленина. Во дворах домов №70 и 68, которые занимает Дом-музей Ильича, на технической территории есть не используемое уже по назначению помещение для вентялиционного оборудования.

Стоявшая там система вентиляции для Дома-музея устарела и была демонтирована. Сейчас в одном из залов освободившегося здания начинаются ремонтные работы. После них на площади примерно в сто квадратных метров планируется разместить ретромотоциклы.

Ульяновцы смогут увидеть технику, которая хранится в фондах Мемориала и которую для экспозиции предоставили увлекающиеся старыми мотоциклами ульяновцы.

Андрей Степанов и сам коллекционер. Увлечение, рассказывает он, появилось после того, как на одной из встреч байкеров он увидел старую «Яву», на которой ездил в 16 лет. Хозяин старый мотоцикл продавал, а заностальгировавший Андрей Степанов не смог удержаться и его купил. В результате собрал коллекцию, в которой оказались не только мотоциклы, но и мопеды, и мотороллеры.

Увлеченный человек, он уверен, что и многим ульяновцам, и приезжающим в город туристам тема мото- и автотехники будет интересна. Для взрослых это воспоминания о юности, объясняет он, для молодежи – возможность познакомиться с технологиями, которые ушли в прошлое. Технологии были не те, что у современных мотоциклов или скутеров, которые нужны только для того, чтобы на них ездить. «Современная техника – средство передвижения или элемент роскоши, – рассказывает он. -А советская техника была образом жизни». Чтобы она работала как следует, ей нужны были постоянные уход и забота. Купить запасные детали порой было непросто, приходилось изготавливать их самому. Гараж, в котором стояла техника, был местом, где обладатели советских железных коней пропадали целыми днями.

Заведут «Чайку» Горячева
В соседнем зале, также ранее занятом ненужным уже оборудованием, ремонт еще не начинали. Он гораздо больше и предназначен для выставки автомобилей советского производства. «Нужны 401-й «Москвич», «Жигули ВАЗ-2101«, «ушастый» «Запорожец», «Москвич-412», – перечисляет Андрей Степанов. Собрать эти машины – и полная картина достижений массового гражданского советского автомобилестроения будет готова. «Волга» и «Чайка», на которых в свое время ездил руководивший областью Юрий Горячев, в фондах Мемориала уже есть.

Хранящаяся как музейная ценность «Чайка», объясняет Андрей Степанов, была служебным автомобилем главы региона. Личной машины у него, пока он находился на службе, не было. При уходе с должности машину Юрию Фроловичу – «Тойоту» – подарил город.

Чтобы отремонтировать помещение для экспозиции автомобилей, понадобится немало средств. Получить их в Мемориале надеются по грантовому конкурсу.

Кроме того, восстановление мотоциклов, и уж тем более автомобилей, – сложная и недешевая задача. Так, с приведением в порядок горячевской «Чайки» уже помогает один из автосалонов города.

В дальнейшем на территории Дома-музея планируется открыть и ремонтную мастерскую, чтобы своими силами приводить ретротехнику для выставки в хорошее состояние. Кроме того, при расширении экспозиции ее часть может разместиться и на улице под навесом. Но это пока планы на будущее. Также в планах – вопрос об интерактивности выставки.

Возможно, ее посетители получат возможность еще и прокатиться на каком-то из образцов советской техники. Чтобы не только увидеть, но и прочувствовать, как это было.

Лидия ПЕХТЕРЕВА