С 1 января 2017 года плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) должна быть включена в строку “содержание жилого помещения” и рассчитываться строго по нормативам. Проблема в том, что нормативы эти вновь рассчитаны расчетным методом. Какие счета придут ульяновцам в новом году?

Нормативы есть, да не те
В Федеральном законе №73 указано, что при первоначальном включении в плату за содержание расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома (МКД), отведения сточных вод в целях содержания общего имущества их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Жильцы должны будут оплачивать только то, что установлено нормативом, а то, что нагорело или накапало по счетчику сверх него, ложится на управляющую компанию или обслуживающую организацию.

В теории все звучит обоснованно и справедливо. Но что нас ждет на практике? Пока вопросов больше, чем ответов.

– В нормах п.п. 21 и 22 Постановления правительства РФ № 306 закреплено правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, в отличие от расчетного метода, – отмечает директор СРО “Симбирский дом” Григорий Николаев. – Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов. Судами двух инстанций уже было установлено, что у Министерства экономики области была возможность и достаточное время для сбора и получения необходимой информации, чтобы установить законные и экономически обоснованные нормативы на общедомовые нужды.

В региональном департаменте по регулированию цен и тарифов, в свою очередь, заявляют, что информация, предоставленная управляющими компаниями и администрациями муниципалитетов, позволила провести расчет аналоговым методом только по трем категориям домов, тогда как всего их – несколько десятков. Поэтому и было принято решение во всех случаях использовать расчетный метод.

Методика расчета нормативов по воде на ОДН такова: 90 литров умножить на количество проживающих и разделить на площадь общего имущества. По расчетам Григория Николаева, получается примерно пять-шесть литров на квадратный метр жилой площади. Норматив на ОДН по электроэнергии для разных категорий жилых домов, напомним, варьируется от 1,571 до 7,038 кВт.ч за квадратный метр площади помещений общего пользования в месяц.

– Мы пока не решили, будем ли обжаловать нынешние нормативы, нужно просчитать все риски. Но уже сейчас ясно, что и для управляющих компаний, и для жильцов они весьма серьезные, – считает Григорий Николаев. – Для УК новый порядок грозит обернуться новыми убытками, для обитателей МКД – ухудшением качества обслуживания жилья. Ресурсоснабжающие организации в попытках взыскать долги будут обращаться в суды, а приставы – накладывать арест на счета УК. И так как теперь плата за коммунальные услуги на ОДН будет относиться к жилищным услугам, средства будут сниматься с других видов работ: обслуживания лифтов, ремонтных и аварийных работ, уборки и т.п.

Кто во что горазд
Отсутствие нормативов на воду – это основная, но не главная проблема реализации Федерального закона № 73. Как выяснилось в ходе заседания комитета ЖКХ Заксобрания области 1 декабря, у ульяновских коммунальщиков до сих пор нет единого понимания, что считать местами общего пользования. Одни учитывают только площади лестничных клеток, другие приплюсовывают к ним коридоры, тамбуры, холлы. Отсюда порой отличающиеся в разы счета на ОДН в схожих домах.

Новые правила начисления платы за коммунальные услуги на ОДН входят в противоречие с Жилищным кодексом РФ, где говорится о том, что перечень работ и размер платы в рамках строки “содержание и ремонт жилья” утверждается собственниками квартир на общем собрании. В случае с ОДН платежи спускаются директивно. При этом оговаривается, что по решению того же собрания с собственников может взиматься плата за потребленные коммунальные услуги сверх норматива. То есть жильцам предоставлено право только повышать плату по ОДН. Наконец, с 1 января платить за услуги на общедомовые нужды, хоть и по нормативу, придется жителям всех без исключения МКД, в том числе и тем, кто смог добиться нулевых показателей по ОДН. Они от нововведения только пострадают.

Плюс 73-го закона в том, что он дает четкое определение понятию ОДН. А именно: это не разница показаний общедомового и квартирных счетчиков с перекладыванием на плечи жильцов всех “потерь”, накруток, утечек (именно так ОДН воспринимает большая часть ульяновских коммунальщиков), а те ресурсы, которые расходуются на освещение и помывку подъездов. То есть, если говорить о воде, это не больше двух-трех ведер в месяц на подъезд, а не по две цистерны, за которые заставляли платить ранее.

Изначально предполагалось, что расходы за ОДН будут включены в жилищный платеж с 1 апреля 2016 года. Но тогда нововведение перенесли с тем, чтобы дать коммунальщикам время на подготовку. Как сказано на сайте разработчика законопроекта, Минстроя и ЖКХ России, за это время (а именно – до 1 ноября 2016 года) регионы должны были установить нормативы на каждый вид коммунальных услуг, управляющие компании должны были проверить каждый дом (выявить и устранить все случаи нецелевого расходования коммунальных ресурсов, провести работы по повышению энергоэффективности), чтобы исключить возможность нецелевого расходования ресурсов. Время прошло, но ничего из этого, похоже, так и не сделано.

Дмитрий Минаев